Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Земля черных

10 июля 2006
Земля черных

Первыми жителями архипелага Занзибар были говорившие на языке банту народы, переселившиеся на острова с континента более 2 000 лет назад. В одном из древнейших руководств для моряков — «Плавании по Эритрейскому морю», написанном неизвестным греческим торговцем в 60 году нашей эры, говорится, что арабы торговали на Восточном побережье Африки еще в I веке нашей эры.

В этом же древнем труде упоминается остров Меносиас — так предположительно греки называли остров Занзибар. Название островной части Республики Танзании происходит от арабского «Зиндж-эль-Барр», или «земля черных». Так арабские торговцы с VIII по XVI век называли архипелаг и все прилегающее побережье. В наши дни Занзибаром считается только сам архипелаг...

Самым первым слово «занж» (или «зинж») упоминал астроном аль-Фазари еще в 780 году. Так он называл черное население островов в Индийском океане у берегов Восточной Африки. До прихода на Занзибар мусульман чернокожих «зинж» (или «занж») долгое время считали людоедами.

В X веке у берегов Восточной Африки появились торговцы из Персии, основавшие несколько поселений на континенте и на островах Пемба и, возможно, Унгуджа.

Своего пика торговля между Занзибаром и странами Персидского залива достигла в XII — XV веках. Именно тогда Занзибар превратился в мощную державу с обширными торговыми связями, простиравшимися в Индию и Азию, куда с острова доставлялись рабы, золото, слоновая кость и дерево. В обмен торговцы с Востока везли на остров специи, стекло и текстиль. Именно бурная торговля способствовала приходу на Занзибар ислама.

В XVI веке с появлением сперва на острове Пемба, а потом и на Унгудже португальцев «золотой век» Занзибара закончился. Впрочем, владычество португальцев длилось недолго — оманские арабы выбили их из крепостей. Правда, на смену им пришли англичане, использовавшие остров Унгуджа как промежуточную базу на пути в Индию.

Земля черных

Столица Занзибара — расположенный на западном берегу острова Унгуджа одноименный город, более известный по названию его центра — Стоунтаун. Говорят, место для строительства новой столицы в 1831 году выбрал лично султан Занзибара, руководствуясь единственной целью — выстроить город рядом с глубокой гаванью. За 15 лет на месте небольшой рыбацкой деревеньки выходцев из Мозамбика и вырос каменный Стоунтаун.

Это типичный арабский город с узкими извилистыми улочками, в которых легко потеряться, старыми домами с крошечными комнатками и многочисленными мечетями. Сегодня большинству домов в городе не менее 100 — 150 лет. И похоже, со времени строительства их никогда не ремонтировали.

Название одного из самых больших зданий в Стоунтауне, построенного в тропическом викторианском стиле, — Бейт- эль-Аджаиб, или Дом чудес. Он был построен по проекту некого шотландского морского инженера по заказу султана Баргаша в 1883 году. Некоторое время дом служил резиденцией султана. Но в 1896-м трехэтажное здание стало объектом британских бомбардировок: англичане не желали, чтобы султан Халид бин Баргаш занял трон после смерти султана Хамада (1893 — 1896).

После самой короткой войны в истории Занзибара, продолжавшейся всего 45 минут (ровно столько британцы обстреливали дворец), султан предпочел сдаться англичанам.
Когда здание было отремонтировано, следующий султан — Хамоуд (1902 — 1911) — использовал верхний этаж в качестве своей резиденции, а после 1913-го здесь заседало правительство Занзибара.

Бейт-эль-Аджаиб было не только самым большим строением во всем Занзибаре, но и первым зданием, в котором появились электричество, водопровод и даже лифт. С тех пор как занзибарское правительство стало проводить свои заседания в другом месте, в Бейт-эль-Аджаибе время от времени проходят выставки и вечеринки, а недавно был открыт роскошный ресторан. Хотя на памятной табличке перед входом написано, что когда-нибудь в этом доме будет устроен музей истории Занзибара и цивилизации суахили...

В начале XIX века арабы превратили Занзибар в крупнейший экономический центр, богатство которого зиждилось на торговле черными рабами и слоновой костью. Острова обрели такое влияние, что султан Омана даже перенес свое правительство из Персидского залива на Занзибар.

В 1810 году на Занзибаре (в основном на островах Пемба и Унгуджа) появились первые плантации гвоздики, завезенные туда из Индонезии. И к середине столетия Занзибар превратился в крупнейшего ее производителя в мире. Этому способствовало и то, что через работорговый рынок Занзибара ежегодно проходили до 50 000 рабов, захваченных по всей Восточной и Центральной Африке. Большинство из них использовались в качестве рабочей силы на гвоздичных плантациях, остальные же продавались на острова Маврикий, Реюньон и в голландскую Восточную Индию.

Работорговля в Африке существовала на протяжении всей известной истории, но наибольшего расцвета она достигла с приходом арабов. Им требовалось все больше рабочей силы, а Коран запрещал обращать в рабство единоверцев-мусульман. К тому же и европейцам, а особенно французам, во второй половине XVIII века тоже требовались люди для работы на плантациях островов Маврикий и Реюньон.

Первоначально арабы захватывали рабов на побережье, продавая их в Аравию, Персию и на острова Индийского океана. В XVIII и XIX веках на побережье доставляли рабов уже из районов Малави и Конго. К концу XIX века центр восточноафриканской работорговли переместился на Занзибар. По некоторым подсчетам, в 60-х годах столетия через занзибарский невольничий рынок ежегодно проходили от 10 до 30 тысяч рабов. С 1830-го по 1873-й (в 1873 году англичане официально запретили на острове работорговлю) на Занзибаре были проданы почти 600 000 рабов.

Но несмотря на этот запрет, торговцы живым товаром еще долгое время умудрялись доставлять его на Занзибар. Британские патрульные корабли в прибрежных водах охотились за нелегалами и нередко освобождали найденных в трюмах невольников.

Известно даже имя последней рабыни в Танзании — Мария Эрнестина. Работорговцы захватили ее на территории современного Заира в 1890 году. Через несколько месяцев пути их караван прибыл в Багамойо, где работорговля уже много лет считалась незаконной. Власти конфисковали пленницу и передали маленькую Марию в немецкую семью. Позже она убежала из местной католической миссии и многие годы прожила в Багамойо. Умерла 8 декабря 1974 года, дожив до преклонного возраста.

Земля черных

В XIX веке на Занзибаре продали:
В Аравию, Персию и Индию 347 000 (23,3%) рабов
В Восточную Африку 276 000 (18,6%) На острова Маврикий и Реюньон 95 000 (6,4%)
На Занзибаре, острове Пемба и в других районах Восточного побережья работали на плантациях 769 000 (51,7%)
1822 Продажа рабов в Индию и на французские острова Маврикий и Реюньон запрещена. Великобритании было разрешено досматривать суда в Индийском океане
1845 Запрещена работорговля меж-ду Занзибаром и Оманом
1860 — 1863 Основана первая католическая миссия на побережье Восточной Африки. Официально запрещена работорговля. Для этого были подписаны многочисленные соглашения между Великобританией и султаном Омана, столица которого находилась на Занзибаре после 1832 года. Считается, что это соглашение султан заключил лишь потому, что нуждался в поддержке Британии.
1873 Полностью запрещена продажа рабов, закрыты все невольничьи рынки. Главный рынок на Занзибаре закрыт в течение 24 часов. Позднее на его месте была построена англиканская церковь. Но нелегальная работорговля продолжалась еще 30 лет, вплоть до начала XX века
1876 Запрещено приближение караванов с рабоми к восточному побережью континентальной Танганьики
1890 Антирабовладельческая конференция в Брюсселе. Подписан генеральный акт, провозглашавший свободу вероисповедания, брака, свободу пищи и строительства жилищ, два обязательных выходных в неделю, право владения собственностью и право наследовать часть собственности бывшего хозяина. Рабы получили право отстаивать свои права в суде

С установлением над Занзибаром европейского протектората ситуация стала меняться. В 1798 году британцы заключили договор с султаном Омана. И чем сильнее становился их интерес к Занзибару, тем большее давление оказывылось на арабов с целью запрещения работорговли, которая в самой Британии была запрещена еще в 1772 году. Сперва англичанам удалось прекратить торговлю между Занзибаром и континентом, а с 1873-го вообще положить конец торговле рабами на море.

Вскоре Занзибар стал независим от Омана. И фактически на нем был установлен британский протекторат, хотя номинально оманские султаны продолжали свое правление. Настоящей независимости Занзибару удалось добиться только в декабре 1963-го, но длилась она недолго — месяц спустя султана сместили, и в ходе кровавой революции к власти пришла партия «Афро-Ширази». В апреле 1964-го «партийный» президент Абейд Каруме подписал договор о союзе Занзибара с Танганьикой. Новый союз получил название Объединенная Республика Танзания. Почему именно «Танзания»? ТАН — взяли от Танганьики, ЗАН — от Занзибара.

Революция на Занзибаре мало чем отличалась от большинства революций. На Унгудже было убито более 10 000 арабов. Разъяренная толпа уничтожала потомков работорговцев везде, где только могла найти. Решение, как остановить этническую вражду, нашлось неожиданно.

Дело в том, что до революции любая девушка из арабской семьи могла взять себе в мужья чернокожего юношу. Но ни при каких обстоятельствах юноша не мог добиться брака с арабкой — это было не принято. И тогда на Занзибаре организовали... насильственные свадьбы.

Было провозглашено, что любой чернокожий может взять в жены арабскую девушку. Юношей и девушек выстраивали двумя шеренгами лицом друг к другу. Юноша мог бросить в понравившуюся девушку камешек и... жениться на ней. Таким необычным способом в жаркие дни 1964 года на островах совершались межэтнические браки. И хотя на Занзибаре до сих пор остается немало свидетельств жестокости работорговцев, многие из которых были арабами, кровная месть закончилась. Ведь в жилах уже выросших детей течет арабо-негритянская кровь.

Президента Каруме убили в 1972 году, следующие президенты с переменным успехом пытались примирить занзибарцев с танганьикцами. Но до сих пор завершить процесс примирения так и не получается…

Сегодня Занзибар, хотя и входит официально в состав Танзании, тем не менее сохраняет определенную независимость — здесь есть и свое правительство, и собственный президент.

Земля черных

Так называемый дом Ливингстона находится к северу от Стоунтауна по дороге Бубубу. Построенный в 1860 году дом служил пристанищем для многих европейских миссионеров и исследователей. Здесь Ливингстон останавливался перед отправкой в свою последнюю экспедицию. Позднее здание перешло в собственность индуистского общества. В 1947 году правительство выкупило и реконструировало дом, чтобы устроить в нем лаборатории для научных исследований. Теперь же в здании базируется офис туристической корпорации Занзибара.

Дэвид Ливингстон (1813 — 1873) — миссионер, выдающийся английский путешественник шотландского происхождения и исследователь Африки. Именно он был первым из европейцев, кому удалось пересечь Африку с запада на восток в 1853 — 1856 годах. Ливингстон обследовал значительную часть бассейна реки Замбези и открыл крупнейший водопад Виктория. В 1867 — 1871 годах он исследовал также западный и южный берега озера Танганьика и открыл озеро Бангвеулу.

В общей сложности Ливингстон провел в Африке 33 года. В возрасте 27 лет он был направлен Лондонским миссионерским обществом в Восточную Африку с целью организовать новые миссионерские общества. Но осуществить это Ливингстон так и не смог, а потому решил заняться исследованием Африки, и особенно ее водных путей, а главное — реки Замбези.
Когда британское правительство выделило деньги на очередную экспедицию, чтобы пройти на пароходе всю Замбези вверх по течению, случилось неожиданное — во время предыдущего исследования Замбези Ливингстон, сократив в одном месте путь, не смог обнаружить огромных, длиной 64 км, Кебрабрасских порогов. Эта неудача стала для исследователя таким тяжким ударом, что он уединился в неведомом месте, не подавая признаков жизни.

Его судьба всерьез взволновала мировую общественность. В 1868 году издатель газеты «Нью-Йорк Геральд» Гордон Беннет отправил на поиски Ливингстона журналиста Генри Мортона Стэнли. Тот, собрав участников экспедиции, прибыл на Занзибар и двинулся в путь. Ему удалось найти знаменитого исследователя в небольшой деревеньке у озера Танганьика. Стэнли приветствовал Ливингстона — единственного белого человека во всей округе — словами, вошедшими в историю: «Доктор Ливингстон, я полагаю?..»

... Доктор Ливингстон умер неподалеку от селения Уджиджи, завещав похоронить себя в милой его сердцу Африке. Но убитые горем африканцы смогли похоронить только его сердце. Его тело им пришлось забальзамировать и целых девять (!) месяцев нести в гробу из древесной коры к морю. Оттуда его тело перевезли на Занзибар, затем — в Лондон, где Ливингстон был похоронен в Вестминстерском аббатстве...

Земля черных

Главная гордость и кормилица жителей восточной части острова — кокосовая пальма. Никто из занзибарцев не знает, когда и как именно появились в их краях эти деревья, дающие и кров и пищу. О «сельском хозяйстве», о разбитых где-то неподалеку гвоздичных плантациях они знают лишь понаслышке. Зато даже ребенок, едва залопотавший на суахили, понимает, что пальмовыми листьями можно обвязать хижину, а от больших круглых мячиков, которые время от времени падают сверху, лучше держаться подальше…

Впрочем, просто так кокосы с пальмы не падают. Можно сказать, что все они здесь наперечет, и местные жители знают «в лицо» каждый растущий на них кокос… На одну деревню из трех-четырех хижин здесь приходится около 50 деревьев, каждое из которых берегут как зеницу ока. Срубить кокосовую пальму на дрова — равносильно преступлению.

Кокосы созревают в этих краях приблизительно за полгода. Когда подходит время, кто-то из взрослых жителей-рыбаков, надев на ноги связанную кольцом веревку, взбирается с ножом на вершину пальмы, чтобы срезать уже созревшие плоды. И вечером, когда спадет жара, а на костре приготовится пойманная днем рыба, вся деревня пустит по рукам круглый плод с отрубленной ножом верхушкой, громко прихлебывая и дожидаясь момента, когда можно будет выгрести из него руками белую мякоть.

Дмитрий Чулов | Фото автора

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения