Великий без оговорок

01 ноября 2011 года, 00:00

Казалось бы, Михаил Васильевич Ломоносов канонизирован так давно, что его биография и труды в подробностях должны быть известны соотечественникам. Но что мы знаем об этом человеке?

Визит Екатерины II в лабораторию Ломоносова был нужен ей больше, чем самому Ломоносову. 7 июня 1764 года, в самом начале своего царствования, императрица приехала к ученому домой посмотреть на его опыты. Чтобы поменьше вспоминали ее немецкое происхождение, Екатерина выбрала человека, который был символом просвещения русского народа силами самих русских. Фото: CULTURE IMAGES/EAST NEWS

На поверку оказывается, что чуть ли не большая часть наших знаний о Ломоносове — мифы. Официозные, насаждаемые сверху или, наоборот, народные, стихийно возникшие… Начнем с самого распространенного и самого наивного мифа, возникшего, по всей вероятности, на исходе советской эпохи: «Ломоносов — внебрачный сын Петра Великого». Якобы именно поэтому Ломоносова и приняли в 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию — никто бы не поверил на слово «сыну простого рыбака», что он дворянин. Отцом Ломоносова Петр I не мог быть никак. На родине ученого он последний раз побывал в 1702 году, за девять лет до рождения Михайлы. Нет никаких сведений о том, что мать Ломоносова, Елена Ивановна, урожденная Сивкова, когда-либо встречалась с царем. Ее муж, Василий Дорофеевич Ломоносов, был не «бедным рыбаком», а состоятельным промышленником-судовладельцем, вел торговлю рыбой, спермацетом, ворванью, занимался фрахтом. По сословию он принадлежал к государственным крестьянам. Детей крестьян и посадских, «записанных в подушный оклад», в 1728 году было запрещено принимать в Славяно-греко-латинскую академию, однако это распоряжение выполнялось спустя рукава: от избытка желающих учиться академия вовсе не страдала.

Второй по распространенности миф, сложившийся к середине XIX века в полемике славянофилов с западниками, — про непримиримую борьбу Ломоносова с иностранцами. Ломоносов получил высшее образование в Германии и испытал глубокое влияние немецкой культуры. Почти все профессора Академии наук, с которой связана дальнейшая деятельность Ломоносова, были иностранцами, в основном немцами. Немкой была и жена Ломоносова, немцами были почти все его немногочисленные друзья, но и многие его враги тоже. А врагов у него было немало: академики непрерывно плели против коллег интриги, а Ломоносов был человеком с трудным характером, нетерпеливым, авторитарным. Зачастую профессора подписывали контракт всего на несколько лет, Петербург воспринимали как временное место работы и не готовы были отрываться от собственных исследований ради самоотверженного просвещения русских. И Ломоносова, для которого сверхцелью было именно просвещение России, это, конечно же, сердило. Но ненависти к иностранцам как таковым у него не было и быть не могло.

Следующая по популярности легенда: о Ломоносове — основателе Московского университета. На самом деле университет был основан Иваном Ивановичем Шуваловым, меценатом, учеником и другом Ломоносова. В советскую эпоху Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, не мог стать объектом официального почитания, и потому в 1955 году, во время празднования 200-летия университета, стали всячески преувеличивать роль Ломоносова в его создании. На самом деле эта роль сводилась к тому, что он написал проект устава и учебных планов. Гораздо больше внимания Ломоносов уделял другому университету — Петербургскому Академическому, ректором которого он стал в 1760 году.

И последний из самых распространенных мифов (тоже возникший в советское время): Ломоносов открыл — одновременно с Лавуазье и независимо от него— закон сохранения массы. На самом деле этот закон как теоретический принцип известен с глубокой древности. Но в 1756 году Ломоносов предпринял следующий опыт: прокаливал несколько разных металлов в закрытых стеклянных сосудах, а потом взвешивал их. Великий французский химик Антуан Лавуазье в 1772 году провел аналогичный опыт, сжигая в запечатанном сосуде фосфор. Оба опыта доказывали, что закон сохранения массы действует в данном конкретном случае, но никак не подтверждали его универсального характера. К тому же Ломоносов из-за своих теоретических взглядов на природу веса и сущность процесса горения не придал большого значения этому своему опыту и перед смертью не включил его в список своих главных научных достижений. Впрочем, у Ломоносова более чем достаточно других заслуг.

 1. Первая астрономическая обсерватория Академии наук. Экспозиция Кунсткамеры, Санкт-Петербург. С этими инструментами работали Ломоносов и его ученики. Фото: CORBIS/FOTO S.A.
2. Советская почтовая марка. 1986 год. Фото: DIOMEDIA

Каким был Ломоносов?

Горячий, неуживчивый, упрямый, разносторонне талантливый, изобретательный, но порой недостаточно методичный, живо интересующийся всем на свете, честолюбивый, но готовый пожертвовать самореализацией ради просвещения сограждан... Ломоносов не был «рыцарем без страха и упрека». Иногда он не мог отделить принципиальных вопросов от мелких служебных дрязг. Любил выпить. Одна пьяная выходка, когда Ломоносов обозвал конференц-секретаря Академии наук грязными немецкими ругательствами Hundsfott и Spitzbuben, стоила ему полугодового ареста. Сидя под арестом, Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике», три крупные статьи по физике и свои лучшие стихи.

Дезертир
Все современники Ломоносова описывают его как человека огромного роста, могучего телосложения, в конце жизни склонного к тучности. Именно из-за своего роста Ломоносов во время скитаний по Германии попал как-то в опасную переделку: однажды его сильно хмельного завербовали в прусскую армию (прусский король Фридрих-Вильгельм I обожал великанов и любыми средствами стремился заполучить их в свое войско). Ломоносов притворился, что доволен своей участью, а несколько недель спустя дезертировал: переплыл крепостной ров, пробрался через сложную систему укреплений и «бежал из всей силы целую немецкую милю», пока не миновал прусскую границу.

Богатырь
О богатырской силе Ломоносова еще при его жизни рассказывали легенды. Вот одна из них. Однажды он гулял по просеке в лесу, покрывавшему в то время приморскую часть Васильевского острова (сейчас это Большой проспект Васильевского острова). Три матроса, выскочив из леса, напали на него и попытались ограбить. Ломоносов в одиночку справился с грабителями. Двое убежали, а третьего Ломоносов повалил на землю и… «сам его ограбил» — снял с него форменную матросскую одежду. Заодно он узнал у него имена двух других грабителей и на следующий день пожаловался на них в Адмиралтейство.

Соблазнитель
Женился Ломоносов почти случайно. Учась в Марбурге, он квартировал в доме госпожи Екатерины-Елизаветы Цильх, вдовы пивовара, и сблизился с ее дочерью Елизаветой-Христиной, которая родила от него дочь Екатерину. Год спустя Ломоносов обвенчался с матерью своего ребенка, скорее всего, не совсем добровольно. Уезжая в Россию, молодой ученый велел жене ждать, пока он ей не напишет. После двухлетнего ожидания Елизавета-Христина все же сама отыскала мужа. И тем не менее Ломоносов и Елизавета Андреевна (как стали называть ее в православном крещении) в мире, если и без большой любви, прожили вместе всю оставшуюся жизнь.

Чадолюб
Все дети Ломоносова, кроме дочери Елены, умерли в раннем детстве. На родном Кур острове у него оставалась сестра Мария, которую он никогда не видел (она родилась уже после его ухода в Москву). Ломоносов выписал к себе в Петербург ее детей, мальчика и девочку. Племянник Ломоносова, Михаил Головин, стал впоследствии адъюнктом академии, автором учебников по математике. Друг и первый биограф Михаила Васильевича, Якоб Штелин, пишет, что тот был «в семействе и с низшими суров». Но, судя по всему, под конец жизни он все больше привязывался к своим немногочисленным близким.

Хлебосол
В Петербурге Ломоносов сперва квартировал в «академическом городке», помещавшемся в Боновом доме (2-я линия Васильевского острова, д. 43). В 1757 году он наконец поселился в собственном доме на берегу Мойки, где устроил химическую лабораторию и небольшую обсерваторию. Дом был окружен садом. Ломоносов любил работать в садовой беседке, а редкие часы отдыха проводил, подстригая кустики «на немецкий манер». В своем доме он принимал самых разных гостей: от вельможных Шуваловых до мужиков-поморов, приехавших в Петербург по торговым делам.

Охранитель
Ломоносов ценил независимость и личное достоинство, но при этом он был убежденным, как сейчас сказали бы, государственником. Он верил, что только могучая имперская власть может насадить в России просвещение. Порой он совершал поступки, немыслимые с точки зрения интеллигентской этики XIX–XX веков. Так, в 1748 году он принял участие в обыске у историка Герарда-Фридриха Миллера, уличенного в «недозволенной переписке» с бывшим членом Академии наук французским астрономом Жозефом Делилем, исключенным из академии. (Впоследствии оказалось, что Делиль, отвечавший за изготовление географических карт, в том числе секретных, посылал их копии в Париж. Так, во Франции была напечатана карта открытого Челюскиным и Лаптевым восточного берега Таймыра.) Ломоносов защищал интересы государства, как он понимал их и как их вообще понимали в то время.

1. Памятник Ломоносову в Москве у здания МГУ, скульптор Николай Томский, 1953 год.
2. Михаил Васильевич Ломоносов, бог советской науки. Фото: RIAN (х2)

 

Из Холмогор в Марбург

Отец Ломоносова обязан своим состоянием указу Петра. В 1714 году царь запретил архангельским промышленникам строить традиционные поморские суда — ладьи и кочи. Вместо них приказано было делать корабли голландского образца. И тут Василий Ломоносов, небогатый промышленник из деревни Мишанинская с Курострова близ Холмогор, плававший дотоле на чужих судах, понял, что пробил его час. Он первым в северных краях построил судно европейского типа — гукор (парусный грузовой двухмачтовик, но с глубокой осадкой и круглой кормой), которому дал имя «Чайка». Команда на таком судне обычно состояла из 70 человек. Возможно, некоторые из них были его совладельцами.

Глазами юнги
Михайло с ранних лет сопровождал своего отца в плаваниях. «Чайка» заходила на Мурман, который был главным центром поморского рыболовного промысла, в Соловецкий монастырь, в Пустозерский острог, находившийся неподалеку от нынешнего Нарьян-Мара и служивший местом ссылки. Гукор завозил в эти бесплодные места хлеб и другие продукты вплоть до церковного ладана. Ломоносову приходилось общаться и с коренными северянами — самоедами (ненцами), лопарями (саамами). Его впечатления были разнообразны. Так, споря с утверждениями Вольтера, Ломоносов в 1760 году писал: «Лопарки хотя летом, когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белил, ни румян не знают, однако мне их видать нагих случалось и белизне их дивиться, которою они самую свежую треску превосходят, свою главную и повседневную пищу».

Шибко грамотный
Грамоте Михайло Ломоносов научился с 10 лет. Через два года он уже был лучшим чтецом в деревенской церкви. Ему даже приходилось терпеть побои завистливых односельчан «за то, что стыдил их превосходством своим произносить читаемое к месту расстановочно, внятно, а притом и с особою приятностью и ломкостью голоса». Самый ранний дошедший до нас автограф великого человека — подпись под договором о поставке леса, сделанная за неграмотного земляка. Но возможностей учиться дальше не было: в холмогорскую церковную школу принимали только детей священников и дьяконов. Да и Василий Ломоносов не поощрял стремление сына к знаниям: по собственному признанию, Михайле в юности приходилось читать тайком, при лунном свете и на морозе.

Юный обманщик
В конце 1730 года Ломоносов принимает решение оставить родные края и продолжить образование в столице. Обманом, скорее всего, за взятку, выправив себе паспорт, он втайне от отца с рыбным обозом уходит в Москву, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Поскольку отец не помогал Михайле, в Москве ему приходилось жить на крошечную стипендию (три копейки в день), которой едва хватало на хлеб, квас, бумагу и обувь. Михайло учился на птичьих правах, поскольку соврал, будто он дворянский сын. Обман раскрылся, когда Ломоносов соврал еще раз, назвавшись сыном попа, чтобы попасть в Оренбургскую экспедицию. Любимец преподавателей Михайло был прощен якобы благодаря заступничеству главы Синода Феофана Прокоповича. В 1735 году академия командировала Ломоносова в Петербург.

Дюжина избранных
Ломоносов был включен в группу из 12 учеников Славяно-греко-латинской академии, направленных в Санкт-Петербургскую академию наук для изучения «высших наук». К сожалению, на практике этих юношей учили мало, и почти ни из кого не вышло настоящих ученых. Ломоносову и одному из его товарищей, Дмитрию Виноградову, повезло: их (и еще Густава Ульриха Райзера, сына крупного чиновника горного ведомства) отправили изучать горное дело в Германию. Горные инженеры нужны были в первую очередь для поисков и организации добычи руд, золота, драгоценных камней Сибири и Камчатки.

Два учителя
Прежде чем приступать к изучению минералогии, русские студенты в Германии должны были пройти общенаучную подготовку в Марбургском университете (курсы физики, математики, философии). Их учебой руководил Христиан Вольф, ученый-энциклопедист и популяризатор науки. Когда они три года спустя переехали в город шахтеров Фрейберг, их учителем стал Иоганн Генкель, консерватор в теоретических вопросах, но глубокий знаток минералогии и горного дела. У Вольфа Ломоносов был любимым учеником, а с Генкелем он не поладил. Но и у того, и у другого он многое почерпнул.

Русский бурш
В Марбурге Ломоносов и его товарищи залезли в неоплатные долги, которые пришлось заплатить Вольфу, а потом возместить Академии наук. Ломоносов объяснял это тем, что деньги из академии приходили с задержкой. На самом деле задержки были невелики, просто молодые люди стали подражать разгульным немецким буршам. Они напропалую волочились за девицами, выпивали и дрались. Особенно отличался усердием по этой части Дмитрий Виноградов, впоследствии выдающийся химик-технолог (фарфор, который называют «ломоносовским», на самом деле творение Виноградова). Но и Ломоносов от него не сильно отставал…

1. Мозаичный портрет Петра I, созданный в мастерской Ломоносова. Оригинал хранится в Государственном Эрмитаже
2. Памятник Ломоносову в Архангельске, скульптор Иван Мартос, 1828 год. Герой принимает лиру от гения поэзии
Фото:  RIAN (х2)

Что сделал Ломоносов-ученый?

Широта научных интересов Ломоносова — вот что поражает в первую очередь. Ни одна важная естественно-научная дискуссия не обходилась без его участия, и он почти всегда принимал правильную сторону. Но иногда проходило более века, прежде чем подтверждалась его правота. До середины XIX столетия преобладало скептическое отношение к этой стороне его деятельности: «архангельского мужика» чтили в первую очередь как поэта. Позднее изыскания химика и историка Бориса Меншуткина и философа-геохимика Владимира Вернадского позволили по достоинству оценить Ломоносова-естествоиспытателя. В советскую эпоху ему стали приписывать открытия, которых он не совершал.

Громовая машина
Под влиянием Бенджамина Франклина Ломоносов создал собственную теорию, объясняющую электрические явления в атмосфере восходящими и нисходящими движениями воздушных масс. Особенно интересовала его природа полярных сияний, которые он с детства наблюдал на Севере. Соратником Ломоносова в этих исследованиях был его друг Георг Вильгельм Рихман. И по человеческому, и по научному складу друзья прекрасно дополняли друг друга. Но гибель Рихмана во время эксперимента с «громовой машиной» (то есть изобретенным Рихманом независимо от Франклина электрометром, первым в мире прибором для электрических измерений) в 1753 году прервала эту совместную работу. Рихман был убит шаровой молнией, и Ломоносов, проводивший аналогичный эксперимент, чудом не погиб.

Абсолютный нуль
В 1744 году Ломоносов первым высказал гипотезу о существовании абсолютного нуля: «должна существовать наибольшая и последняя степень холода, которая должна состоять в полном прекращении вращательного движения частиц». Разумеется, теория Ломоносова, в основе которой лежала идея вращательного движения частиц, отличается от представлений современной науки, и все же по существу мысль была верна.

Природа цвета
Из тех трудов, в которых Ломоносов продвинулся дальше всего, следует выделить изучение природы цвета. Теоретические открытия в этой области (Ломоносов правильно описал механизм образования так называемого «вторичного цвета», то есть того цвета, который видит наш глаз; на этом основана технология цветного телевидения) позволили ему воссоздать забытый всюду, кроме Италии, способ изготовления цветных стекол любых оттенков. Итальянцы держали свою технологию в секрете. Получив с помощью Шувалова государственный кредит и землю для создания фабрики, он в 1754 году наладил промышленное производство цветного стекла и изготовление художественных мозаик по эскизам различных живописцев. Но вскоре после смерти Ломоносова фабрика закрылась, а технология была вновь утеряна.

Барогравиметр
Ломоносов был убежден, что вес предметов в разных точках Земли различен и изменяется в течение суток. Для определения этих колебаний веса он сконструировал «универсальный барометр», во многом предсказывающий конструкцию изобретенных в XX веке гравиметров. Но, хотя сила тяжести на Земле действительно колеблется, эти колебания столь малы, что никакой прибор XVIII века не смог бы их зафиксировать.

Природа нефти
В своих работах по геологии («Первые основания металлургии», «О слоях земных» и др.) Ломоносов попытался дать цельную историю развития земной коры. Он высказал множество новых (и оказавшихся верными) идей: о том, что янтарь — «из дерев истекшая жидкая смола», которой затем проникшие в нее «минеральные соки… дали большую твердость», об органическом происхождении торфа, угля, нефти («каменного масла»), о «нечувствительных землетрясениях» (сдвигах земной коры). Ломоносов даже попытался вычислить возраст творения: по его подсчетам — 400 000 лет (по церковной традиции мир был сотворен за 5508 лет до Рождества Христова).

Россыпь идей
Ломоносов предложил множество других изобретений. В их числе ночезрительная труба (подзорная труба с большим увеличением, позволяющая лучше видеть в темноте), геликоптер (беспилотный вертолетик для измерения температуры воздуха), катадиоптрическая (солнечная) печь. Но все эти инструменты и аппараты изготовлялись в единственном экземпляре или вовсе не были воплощены. В этом была и «вина» самого Ломоносова. Зачастую, высказав смелую научную мысль, он не успевал ее развить и проверить.

Атмосфера Венеры
26 мая 1760 года десятки высококвалифицированных астрономов наблюдали прохождение Венеры через диск Солнца. Но только Ломоносов, который вел наблюдения ради личного интереса, заметил вокруг диска Венеры светящийся ободок и сделал вывод о наличии у этой планеты атмосферы. Когда спустя десятилетия к такому же выводу пришли профессионалы-астрономы, о Ломоносове никто и не вспомнил.

Чем мы обязаны Ломоносову?

Первый русский профессор был крестьянским сыном. Занятия наукой сделали его генералом, помещиком и собеседником цариц. Жизненные успехи и независимое поведение Михайлы Васильевича подняли престиж науки и образования в глазах всего российского общества. Недаром Пушкин говорил о нем, что он «сам был нашим первым университетом». Хотя по объективным и субъективным причинам труды Ломоносова-естествоиспытателя оказали меньшее, чем могли бы, влияние на развитие мировой науки, их роль для России огромна. Он основал первую в России химическую лабораторию, перевел первый учебник физики, подготовил учеников, ставших крупными учеными.

Новым языком
Ломоносов, автор «Российской грамматики» и других филологических трудов, преобразовал русский язык, четко отделив его от церковнославянского и в то же время дозированно и по определенной системе введя в него церковнославянские слова. Он стремился сделать русскую речь пригодной «к выражению идей трудных», в частности, создавая новую научную лексику (в числе изобретенных им слов, например , «кислород»). Ломоносов ввел в учебники русского языка и некоторые грамматические элементы из церковнославянского, в том числе причастные обороты. Говоря, к примеру, «девочка, живущая в Сети», мы пользуемся грамматической конструкцией, внедренной в язык Ломоносовым.

Русским ямбом
Будучи в Германии, под влиянием немецкой поэзии Ломоносов создал классический русский стих, в основе своей неизменный по сей день. Его «Ода на взятие Хотина» (1739) — первое стихотворение, написанное ямбом по-русски. Этим размером написано 80% стихов Пушкина, определившего будущее всей русской поэзии.

Освоением севера
Заветной мечтой Ломоносова было освоение Северного морского пути. Ученый считал, что Северный Ледовитый океан выше 80-го градуса северной широты содержит участки, свободные ото льда. Для проверки этой гипотезы в 1765 году, за месяц до смерти Ломоносова, была отправлена экспедиция под командованием капитана Василия Чичагова. Экспедиция должна была обогнуть с севера Америку, но возле Шпицбергена ее остановили вечные льды. Однако с изобретением ледокола идея «плавания по северным морям» оказалась востребована. Как и другая ломоносовская идея — о заселении новооткрытых земель каторжниками.

Снижением смертности
В конце жизни Ломоносов задумал проект государственных реформ. Написать он успел только проект «О сбережении и размножении народа российского». Это размышление о росте рождаемости и уменьшении смертности сохраняет актуальность и по сей день. Предлагалось, в частности, перенести Великий пост на летнее время, поскольку зимой нет свежих плодов и овощей, а крестьяне и купцы пребывают в праздности, которая «в заговенье и разговенье дает причину к необузданной роскоши». Ломоносов победил в борьбе с крещением младенцев в ледяной воде. Священники ссылались на требник, предписывающий использовать только чистую воду без всякой примеси. Теплоту при подогреве как раз и считали примесью, в результате зимой младенцев окунали в купель с ледяной водой. Как передовой физик, Ломоносов считал, что теплота не является особым веществом, «примешивающимся» к воде. По его мнению, «невеждам-попам толковать физику нет нужды, довольно принудить властию». Что в конце концов и было сделано.

Осознанием роли народа
Ломоносов спорил (не очень корректно по форме) с академиком Миллером, который доказывал скандинавское происхождение первых русских князей. Главным аргументом Ломоносова было отсутствие скандинавского элемента в русском языке. Сейчас археологи доказали присутствие норманнов на Руси. Но идеи Ломоносова и его последователей, антинорманистов, сохраняют значение. Подчеркивая роль коренного населения в создании древнерусского государства, они настаивали на том, что не только правящая элита, но и весь народ действует в истории и определяет ее ход.

Появлением образованного класса
В конечном счете детищем Ломоносова можно считать весь образованный класс русских людей. Михайло Васильевич старался помочь выходцам из простонародья получить образование. При разработке уставов Московского и Петербургского Академического университетов он отстаивал их открытость для всех, кроме крепостных (появление рабов с университетским образованием подорвало бы престиж науки). В качестве ректора Академического университета Ломоносов трогательно заботился о студентах, вникая в детали вплоть до меню столовой. Критикуя устав, предполагающий экономию на питании студентов, Ломоносов писал: «Может быть, сочинитель думал, что Российскому государству будет великая тягость, ежели оно 40 алтын (1 алтын = 3 копейки. — Прим. ред.) в год потеряет для получения ученого россиянина… а не жаль бы 1800 рублей, чтобы иноземца выписать».

Иллюстрация АНАСТАСИИ ПАЛЬЦЕВОЙ

Рубрика: Люди и судьбы
Ключевые слова: Ломоносов М. В.
Просмотров: 21472