1 апреля 2011
Удивительная живучесть крокодильего племени

Саркозух (Sarcosuchus Imperator) достигал 11–12 м в длину и весил восемь тонн. По размеру примерно как городской автобус, разве что немного пониже. Благодаря мощным челюстям этот крокодил мог нападать не только на мелких и крупных рыб, но и на динозавров. Кроме того, в одно время с саркозухом на Земле обитали еще несколько древних видов крокодилов, на которых он также мог охотиться

У крокодилов «специализация» зашла не настолько далеко, чтобы серьезное изменение внешних условий не позволило бы им быстро перестроиться. Благодаря этому они благополучно пережили природные катаклизмы, погубившие динозавров

У страшных песчаных бурь Сахары при массе «недостатков» есть одно несомненное достоинство, с точки зрения «охотников за ископаемыми». Сильный ветер, несущий тучи песка, действует как абразив, выдувая и вычищая более рыхлые осадочные породы из более плотных. Что-то вроде природного пескоструйного аппарата, дарового помощника палеонтолога. В 1964 году, двигаясь вдоль основательно «почищенного» песчаной бурей пологого холма, один из геологов французской экспедиции, описывавших обнажения, наткнулся на длинные узкие «камни», которые при ближайшем рассмотрении оказались челюстями огромного пресмыкающегося. Так на территории Нигера в пустыне Тенере, которая является частью Сахары, был обнаружен череп самого большого крокодила, который когда-либо жил на нашей планете. Имя ему дали под стать размерам — Sarcosuchus imperator, что на латыни означает «мясистый крокодил-повелитель».

А в 1997 и 2000 годах две большие экспедиции в Сахару предприняли международные группы палеонтологов под руководством американца Пола Серено (Paul Sereno). Кроме большого количества костей динозавров, было найдено полдюжины скелетов саркозухов , в том числе один, сохранившийся почти наполовину. Эти находки позволили реконструировать внешний облик и рассчитать размеры одного из самых крупных хищников прошлого. В соответствии с этими расчетами взрослый саркозух достигал 11–12 м в длину и весил 8 т. Иными словами, в длину этот крокодил был с хороший городской автобус — разве что поприземистее. Длина самого длинного из найденных черепов составляет 1,78 м. По длине и весу это чудовище уступало (правда, ненамного) всего лишь трем хищным динозаврам из родов Tyrannosaurus, Giganotosaurus и Spinosaurus.

Гигантские размеры дали журналистам повод назвать гиганта «суперкрок». Для сравнения: самые большие из современных рептилий — солоноводный крокодил Crocodylus porosus и гавиал Gavialis gangeticus — предположительно могут достигать длины 7 м, причем самый крупный официально зарегистрированный солоноводный крокодил был 6,3 м в длину при весе 1,3 т. Мы не знаем, каков был самый длинный из саркозухов. Полных скелетов не сохранилось, и биологам приходится проводить вычисления, основываясь на принципе актуализма, то есть использовать основные пропорции современных нам крокодилов применительно к костям их древних родственников.

Самый большой найденный Sarcosuchus одновременно был и самым старым. Спилы остеодерм (покровных костяных щитков) показали, что к 40 годам он достигал около 80% своей максимальной длины. Судя по размерам его черепа, гигантский крокодил мог доживать до 50–60 лет, что сопоставимо с продолжительностью жизни современных крокодилов.

Последние также растут в течение всей жизни, однако достигают взрослых размеров уже в первые 10–15 лет. После этого темпы роста существенно снижаются. Напротив, темпы роста саркозуха, по-видимому, были высокими на протяжении большей части жизни, что и позволяло ему достигать таких колоссальных размеров.

Удивительная живучесть крокодильего племени

Собака-крок четырехметровой длины был впервые найден в Бразилии в 1950-х годах. У него был мягкий, как у собаки, нос и длинные лапы, приспособленные для бега

Суперкрок обитал на нашей планете 112 миллионов лет назад, в первой половине мелового периода. Судя по строению, его образ жизни мало чем отличался от образа жизни современных крокодилов и аллигаторов. Например, глазницы обращены вверх. Другими словами, их обладатель, скорее всего, проводил большую часть своей жизни, прячась в воде и выставив из нее глаза и конец рыла. Стоит только представить себе тот момент, когда 12-метровый монстр, двинув исполинским хвостом, с оглушительным плеском вырывался из воды и хватал подошедшую на критическое расстояние добычу, — и холодок бежит по спине. Почти двухметровые челюсти саркозуха были вооружены 132 огромными коническими зубами размером с железнодорожный костыль. Зубы эти использовались для схватывания и удержания добычи, а не для того, чтобы откусывать от нее. Проведенные расчеты показали, что челюсти взрослого саркозуха развивали давление в восемь тонн. Из такой хватки не вырваться и слону. Таким образом, весьма вероятно, что суперкрок охотился на динозавров. Например, на рыбоядного зухомима (Suchomimus), чья голова с узкими челюстями, кстати, весьма напоминала крокодилью и чьи кости встречаются в одних и тех же отложениях, что и кости саркозуха. Правда, крупные зухомимы, достигавшие 11 м в длину, вполне могли постоять за себя и, в свою очередь, могли охотиться на молодых саркозухов. Здесь пора отметить: несмотря на исполинские размеры, челюсти у суперкрока были довольно узкими, делая его похожим на гавиала. Обитающие в Индии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии рыбоядные гавиалы отличаются от своих родственников — крокодилов, кайманов и аллигаторов — в первую очередь вытянутой мордой с очень узкими челюстями. Похожее строение черепа, а также длинные шиловидные зубы были свойственны некоторым морским крокодилам мезозоя, а также другим «профессиональным» рыболовам — ихтиозаврам.

Однако у тех, кто «специализируется» только на рыбе, обычно каждый зуб заходит в промежуток между предыдущим и последующим. А у саркозуха этот признак не выражен, так что его диета вполне могла включать наземных животных, по крайней мере по достижении им определенного размера. Можно предположить, что рацион саркозуха был похож на меню современного нам нильского крокодила, который активно разнообразит свое преимущественно рыбное меню наземными млекопитающими. Есть и еще одно предположение. В речных осадочных породах вместе с костями ископаемого крокодила находят остатки крупных — до двух метров — лопастеперых рыб и черепах. Возможно, Sarcosuchus специализировался на питании крупной, даже очень крупной рыбой.

Передняя челюсть крокодила-гиганта на конце несла так называемую буллу — костяной нарост с обширной полостью внутри. Спереди буллы открывалась непарная ноздря. Может быть, это было украшением для привлечения партнера (похожий нарост есть у современных взрослых гавиалов). А может, булла была резонатором, помогающим усиливать «песни» суперкрока. Современные крокодилы, кстати, самые «разговорчивые» из рептилий. Они умеют издавать целый спектр разнообразных звуков: хрюкают, пищат, шипят, лают, рычат, ревут. Шипят самки, охраняющие гнездо, пищат (ёкают) детеныши, сигналя матери перед вылуплением, рычат друг на друга соперники, ревут самцы, подзывая самок.

Врагов у взрослых саркозухов не было. Тем не менее спину особей этого вида защищали два ряда прямоугольных костных пластин — остеодерм. Не стоит забывать, что крокодилы иногда не прочь закусить дальним, а то и близким родственником, поэтому остеодермы могли быть важными на ранних этапах жизни суперкрока.

И еще один интересный факт. Кости другого вида рода Sarcosuchus были обнаружены в меловых отложениях Бразилии, подтверждая тем самым, что когда-то Африка и Южная Америка были единым целым.

Сборка по частям

В середине прошлого века французский палеонтолог Альбер-Феликс де Лаппаран организовал девять экспедиций в Сахару. В ходе раскопок было обнаружено множество неизвестных видов вымерших животных. В алжирской части Сахары Лаппаран нашел огромные зубы и костяные щитки очень крупного ископаемого крокодила. Это были останки животного, названного впоследствии Sarcosuchus imperator. Но лишь находки конца XX века позволили составить адекватное представление об этом животном.

Братья меньшие

В ходе экспедиций Пола Серено, помимо саркозуха, было обнаружено еще несколько видов древних крокодилоподобных пресмыкающихся. Такое случается нечасто, чтобы в одном и том же месте в одно и то же время существовало сразу несколько разных крокодилов. Но, судя по их строению, образ жизни у них был также совершенно разный, благодаря чему они успешно делили между собой сферы влияния. Одному из них в ходе раскопок дали кличку «утка-крок» (Anatosuchus minor) за его короткие, напоминающие утиный клюв, широкие челюсти, другому — «блин-крок» (Laganosuchus thaumastos) за очень плоский череп длиною в метр. Кстати, в длину этот крокодил достигал шести метров! А были еще ископаемые крокодилы, едва достигавшие метра: «крыса-крок» (Araripesuchus rattoides), предположительно использовавший свои выступающие передние зубы на нижней челюсти для рытья почвы и выкапывания клубней и личинок насекомых, и «собака-крок» (Araripesuchus wegeneri), который, возможно, тоже не брезговал растениями. По мнению исследователей, образ жизни последнего мог напоминать образ жизни барсука. Можно добавить, что у «уткокрокодила» верхняя челюсть оканчивалась тонким, как нос Буратино, выростом, который, возможно, служил ему щупом.

Не крокодилы, а карикатуры какие-то, скажете вы. А самой страшной карикатурой был 6-метровый «кабан-крок» (другое его прозвище — саблезубый тигр в броне, а на латыни — Kaprosuchus saharicus). Три пары огромных клыков далеко выступали из его пасти, даже когда она была закрыта. Рыло было покрыто костяными пластинками, а за глазами росли… небольшие рога! Лапы капрозуха располагались под туловищем, что свидетельствует о том, что он преимущественно перемещался по суше. В отличие от водных крокодилов глаза смотрели не вверх, а вбок и отчасти вперед, а огромные «бивни» этого чудовища были более прямыми, уплощенными и обладали режущими кромками. Понятно, что на ужин у этого монстра была далеко не свежая зелень, а тактика охоты была совершенно иной, нежели у его водных родственников. Возможно, что он поджидал добычу (например, небольших динозавров) в засаде, а потом бросался на нее и, догнав, смыкал капкан страшных челюстей. Судя по длине и положению конечностей, четыре из пяти найденных древних крокодилов преимущественно жили на суше и неплохо бегали, хотя длинный уплощенный хвост указывает на то, что и плавали тоже недурно. А вот малоподвижный «блин-крок» проводил большую часть времени в воде. Кроме того, команда Серено выяснила, что строение черепа у этих «сухопутных» рептилий отличается от такового у современных крокодилов. Не исключено, что мозг у них был развит сильнее, а поведение было более сложным, поскольку охота на суше требует большей мозговой активности, нежели тактика поджидания добычи под водой.

Крокодилья летопись

Sarcosuchus не является предком современных крокодилов, аллигаторов и кайманов (отряд Crocodylia), а относится к семейству Pholidosauridae, имеющему с настоящими крокодилами общего предка (так же и человек не произошел от высших обезьян, а имеет с ними общих предков). Вообще, «крокодил» — обобщающий термин, который биологи и палеонтологи используют для обозначения большого количества существ с «крокодильим» планом строения или целой эволюционной линии Crocodylomorpha (крокодилоподобных), отделившейся от своих предков — древних архозавров — в середине триасового периода (около 230 миллионов лет назад). Кстати, от этой же группы рептилий в это же время возникли и динозавры. Поясним, что в целом архозавры — это огромная группа вымерших и современных живых организмов, включающая крокодилов, динозавров, птиц и птерозавров.

Удивительная живучесть крокодильего племени

Вероятным предком современных крокодилов считается метровая австралийская Isisfordia duncani

Первыми в эволюционном ряду Crocodylomorpha оказались сфенозухии (Sphenosuchia), появившиеся в позднем триасе (около 225 миллионов лет назад) и вымершие в позднеюрское время (155–150 миллионов лет назад). На крокодилов сфенозухии были не очень похожи, скорее на ящериц. Например, у 30-сантиметрового Gracilisuchus тело было узкое, хрупкое, череп непропорционально велик, а строение конечностей свидетельствует о том, что, охотясь, эта «ящерица» могла бегать не только на четырех, но и на двух ногах. Более продвинутыми крокодилоподобными существами были протозухии (Protosuchia), жившие в позднем триасе и начале юрского периода. Как и сфенозухии, обитали они на суше, но были покрупнее (около метра в длину), помощнее и поприземистее. Кстати, вполне в соответствии с сухопутным образом жизни довольно длинные лапы у этих групп рептилий располагались под туловищем, а не были расставлены в стороны.

В юрский период (около 150 миллионов лет назад) некоторые из древних крокодилов ушли в море, став отменными пловцами. Изменения не заставили себя ждать. Например, облик телеозавров (Teleosauridae) весьма близок к облику современных индийских гавиалов. Лапы стали короче, тело и челюсти — более вытянутыми. Большинство морских крокодилов утратили мощную костяную броню, в которую были «закованы» их предки. Поэтому тело стало более легким и более гибким. Кроме того, хвост у некоторых из них стал напоминать акулий — на нем появилась верхняя лопасть, с тем только отличием, что она была меньше, нежели нижняя лопасть, сформированная концевой частью позвоночника. У многих не только хвост, но и лапы стали плавниками.

Однако далеко не все крокодилы ушли в воду. Во второй половине мелового периода (125–65 миллионов лет назад) довольно многочисленными были сухопутные нотозухии (Notosuchia). Они были очень успешной и очень разнообразной группой рептилий — среди них встречались даже полные вегетарианцы. Лишь один пример: коренные зубы обнаруженного совсем недавно в Танзании миниатюрного Pakasuchus kapilimai больше напоминали зубы млекопитающих. Их поверхность, а также подвижность нижней челюсти, которая могла смещаться вперед и назад, указывают на то, что паказух (переводится как «кошачий крокодил») мог жевать, а ведь на это способны только млекопитающие!

Первые неозухии (Neosuchia) — предки современных (настоящих) крокодилов (Eusichia), схожие с ними внешне, — возникли в начале юрского периода (около 150 миллионов лет назад). Они были полуводными животными. Именно полуводными, а не водными: сложившийся стерео тип о том, что крокодил и его родня чуть ли не всю свою жизнь проводят в воде, на ископаемых крокодилах не подтверждается. Например, жившие в конце мелового периода крокодиломорфные рептилии из семейства Peirosauridae обитали на суше. Некоторые исследователи даже сравнивают сложение этих относительно небольших пресмыкающихся с собаками. И значительно позднее, в эоценовое время (48–41 миллион лет назад) по суше «рыскали» покрытые костяными пластинками длинноногие пристихампсы (Pristichampsus). Достигавшие трех метров в длину и вооруженные уплощенными зазубренными зубами, эти крокодилы были опаснейшими хищниками своего времени.

Череда гигантов

Саркозух — не единственный крокодил-гигант. В эволюции большой группы крокодилов и их родственников приступы «гигантомании» повторялись неоднократно. Возможно, отчасти это объясняется водным образом жизни, так как в воде массивное тело становится значительно легче. Тем не менее пример динозавров показывает, что гигантизм был свойственен многим группам наземных рептилий. Если в отношении питания саркозуха возникают вопросы, то с пищевыми предпочтениями достигавшего 10–12 м в длину и веса 8–8,5 т дейнозуха (Deinosuchus) все ясно. Широкие массивные челюсти и огромные конические зубы гиганта, обитавшего в позднемеловое время в лиманах и эстуариях Западного внутреннего моря Северной Америки, не оставляют сомнений в том, что «ужасный крокодил» (так «дейнозух» переводится с греческого) атаковал все, что было хотя бы сопоставимо с его размерами. Следы зубов дейнозуха обнаружены на костях огромных наземных динозавров Albertosaurus и Appalachiosaurus, относящихся к тому же семейству, что и знаменитый Tyrannosaurus rex. Мы не знаем, являются ли эти отметины следствием того, что дейнозух питался трупами этих монстров, однако его размеры настолько внушительны, что ему «по плечу» была и лобовая атака. Три других «соперника» суперкрока — это ископаемый кайман Purussaurus из миоценовых отложений Перу, Колумбии и Бразилии, Rhamphosuchus из миоцена и плиоцена Индии и Gryposuchus из миоценовых отложений нескольких стран Южной Америки. Первый достигал примерно 12 м в длину, двое остальных были поменьше, «всего» 10–11 м, что менее опасными, однако, их не делало. Но и это еще не все. У нас есть все основания предполагать, что среди крокодилов существовали… фильтраторы. У огромного 12-метрового Mourasuchus, обнаруженного в миоценовых отложениях на территории Южной Америки, были широкие, плоские и очень длинные челюсти, усаженные мелкими коническими зубами — по 40 штук слева и справа на каждой челюсти. Эти челюсти были слишком хрупкими, а зубы — слабыми, чтобы хватать и удерживать крупную добычу. Скорее, он использовал их, чтобы процеживать воду, охотясь на мелкую рыбу или взмучивая ил в поисках донных беспозвоночных.

Крокодилы, которых «забыло» время

Вопрос, который непременно приходит в голову: в чем же секрет «долговечности» крокодилов? Ведь если выживание знаменитой кистеперой рыбы-целаканта (см. «Вокруг света» № 12, 2010, статья «Чужой дедушка») можно объяснить существованием в крайне стабильных условиях на относительно большой глубине, низкими температурами и поэтому низкой интенсивностью обменных процессов, то крокодилы живут «на поверхности» водоемов и, следовательно, на собственной шкуре испытали все превратности колебаний климата и других факторов, которым подвергалась наша планета в течение последних 150 миллионов лет. Динозавров это в конце концов убило, а крокодилов нет. Однако на поставленный вопрос однозначного ответа не существует. Ясно только, что «план строения» и физиология крокодилов оказались чрезвычайно эффективными. Это не означает, естественно, что крокодилы не изменялись вовсе. Однако возникшие в эволюции многочисленные группы крокодилов, роды и семейства — это преимущественно различные варианты «на одну и ту же тему»: вытянутые зубастые челюсти, расставленные в стороны, короткие лапы, удлиненное тело и длинный мощный хвост. Что удивительно, пресноводные рыбы, амфибии, черепахи и крокодилы оказались затронутыми глобальным катаклизмом в куда меньших масштабах, нежели их родственники в океанах и на суше. Что касается морских крокодиломорфных рептилий, то по крайней мере некоторые из них смогли выжить благодаря тому, что в пресных водоемах обитала их молодь (так поступают и современные морские крокодилы).

Удивительная живучесть крокодильего племени

Pakasuchus kapilimai длиной около полуметра большую часть времени проводил не в воде, а на суше. Питался он бабочками и стрекозами

Лишним свидетельством эволюционного «бессмертия» крокодилов может служить обнаружение родственников нильских крокодилов, живущих на границе пустыни Сахара. В 2002 году мировое научное сообщество узнало о крокодилах-карликах, обитающих на юге Мавритании. Сравнительно недавно, каких-то 8000 лет назад, здесь были луга с реками и озерами. Но теперь — полупустыня с остатками чахлой растительности. По мере опустынивания этих мест небольшие популяции крокодилов оказались отрезанными от своих сородичей и друг от друга.

«Пустынных» крокодилов обнаружила Тара Шайн (Tara Shine), работавшая в одной из международных гуманитарных организаций. Посещая «временные оазисы» — участки, покрытые растительностью только во время сезонных дождей и полностью высыхающие во время засушливого периода, — она услышала рассказы местных жителей о крокодилах. Поверить в такое было трудно, уж слишком засушливы эти места. Однако, детально обследовав местность, Тара нашла «пустынных» крокодилов в восьми «оазисах», и, судя по данным аборигенов, на юге Мавритании существует около 20–30 маленьких популяций.

Засуха здесь длится от шести до восьми месяцев. «Как же они выживают?» — спросите вы. Когда временные пруды и болотца исчезают, крокодилы Сахары впадают в летнюю спячку, забираясь в расщелины между скалами или вырытые ими норы. В это время они не питаются и мало двигаются, выбираясь из укрытий лишь изредка, по ночам.

Естественно, что такой образ жизни не мог не сказаться на их размерах. Нильские крокодилы могут вырастать до пяти метров в длину, в настоящее время являясь одними из самых крупных наземных (вернее, полуводных) хищников на нашей планете. «Пустынные» крокодилы в три раза меньше. Пищи мало, растут они медленно, но доживают тем не менее до 75 лет. В целом же продолжительность жизни крокодилов и их родственников, в зависимости от вида, оценивается учеными в 30–50 лет, а у солоноводного крокодила — в 70–80 и даже 100 лет. Среди позвоночных на такое способны немногие.

Таким образом, карликовые крокодилы умудряются жить, используя минимум ресурсов, предоставляемых им природой. Ничего удивительного в этом нет, однако далеко не все животные способны выжить в такой ситуации на протяжении нескольких тысяч лет. Способность минимизировать энергетические расходы, впадать в оцепенение, оставаясь при этом весьма эффективными хищниками и одновременно падальщиками, — такое под силу далеко не каждому.

Крокодилы — универсальные биологические «машины », чья «специализация» (в отличие, например, от многих динозавров) зашла не настолько далеко, чтобы сколько-нибудь существенное изменение внешних условий не позволило им быстро перестроиться. В этой универсальности и заключается секрет их персонального и эволюционного долголетия.

Иллюстрации Эльдара Закирова