«Шаманские колеса»: в каждом рисунке — солнце?

01 марта 1992 года, 00:00

«Шаманские колеса»: в каждом рисунке — солнце?

На труднодоступном отроге горы Бигхорн, что в штате Вайоминг, на высоте почти три тысячи метров, был обнаружен сложный рисунок, выложенный из камней на просторной площадке. Он напоминал огромное — 35 метров в диаметре — колесо с двадцатью восемью спицами и с шестью неравномерно расположенными по его окружности каменными насыпями пирамидальной формы.

…Эта гористая, богатая дичью местность издревле была излюбленным местом летней охоты у индейских племен — кроу, чейеннов, шошонов, арапахо — и такие сооружения — «шаманские колеса», как их окрестили ранние исследователи, связывались обычно с каким-нибудь из этих племен. Но никто не мог сказать с уверенностью, кто их создал, когда и зачем.

Когда в начале нашего века археологи добрались до бигхорнского «колеса», они стали расспрашивать местных жителей — индейцев племени кроу, что они знают об этом сооружении. Ответы были весьма туманными: «Это было здесь, когда мы пришли»; «Это построили люди, не знавшие железа»; «Это сотворило солнце, чтобы показать нам, как строить типи».

Со временем количество гипотез только возросло. Богатое воображение исследователей приписывало их то ацтекам, то индусам, или китайцам, а то даже членам некой доколумбовой масонской ложи. А индейцы племени шошонов уверяли, что там, под «колесом», в норах живут «маленькие люди», которые питаются мясом горных баранов. В 1922 году этнограф Г.Б.Гриннел предложил наиболее приемлемое объяснение. Он заметил, что рисунок бигхорнского «колеса» похож на напольное украшение шаманского вигвама племени чейеннов, орнамент, выложенный из дерева специально для ритуальной церемонии солнечной пляски. В одном из вариантов чейеннского орнамента двадцать восемь деревянных жердей, как и двадцать восемь «спиц» «шаманского колеса», расходились от центрального столба. Гриннел предположил, что, может быть, «колесо» — это символическая копия такого рисунка, только выложенная из камней из-за нехватки дерева в этой местности.

Более поздние исследования в тонком слое почвы между «спицами» обнаружили наконечники стрел и бисер, относящиеся к той эпохе, когда белый человек еще не проник на запад континента. Кроме того, под центральной пирамидой в земле нашли небольшое углубление. Но вот кто его выкопал — гончар, добывавший глину, или строители «колеса», сделавшие «гнездо», для вертикального столба?

В одной из каменных насыпей нашли сломанную ветку. Анализ ее годичных колец показал, что она росла около 1760 года. До этого времени она не могла попасть в пирамиду, но попала ли она туда при постройке или была вложена позднее?

«Колесо» — астрономический прибор?

Использовалось ли «колесо» в более раннее время? И если использовалось, то для чего? Американский астроном Джон Эдди попробовал найти в «колесе» возможное свидетельство того, что древние индейцы хорошо знали небосвод. Количество «спиц» «колеса» — двадцать восемь — близко к числу дней в лунном месяце, — «луне», которыми индейцы исчисляли время. И две пирамиды, расположенные симметрично относительно линии север — юг, возможно, указывали на точки восхода и захода солнца на горизонте, как и в Стоунхендже, сооруженном на другом континенте и в другое время. Если это так, мы могли бы узнать кое-что о загадочном племени древних индейцев равнин, о которых нам почти ничего не известно. Фактически о них известно еще меньше, чем о многих их современниках — мексиканцах и центральноамериканцах. И те, и другие были здесь приблизительно в одно и то же время. И те, и другие, как предполагают, пересекли Берингов пролив более десяти тысяч лет назад. И тех, и других обнаружили европейцы в шестнадцатом веке.

Но в отличие от обитателей Центральной Америки, индейцы равнин не оставили после себя письменных свидетельств и мало-мальски развитого искусства. По сравнению со своими южными соседями — жителями скал анасази, или, как их называли, «древними», равнинные индейцы строили очень мало. Изучение жизни и быта этих индейцев началось только через два века после того, как с ними впервые познакомились европейцы. Но за эти прошедшие двести лет жизнь обитателей равнин претерпела драматические изменения, и конные индейцы стали мало похожи на своих пеших предков.

Эти кочевые племена оставили после себя великое множество — миллионов пять — каменных кругов разного диаметра, которые мы теперь называем «кругами типи». В большинстве своем они представляют собой простые окружности, выложенные из булыжников размером с буханку хлеба и разбросанные по всем Великим Равнинам и холмам от Техаса до юга Канады.

Большинство археологов допускает, что камни играли ту же роль, что колышки у современной палатки — ими прижимались к земле края индейской круглой палатки-типи. Когда племя снималось с места, на земле оставались лежащие по окружности камни. Кроме них, на месте поселения оставлялось несколько больших «портретов», выложенных из камней, и загадочных изображений колеса вроде бигхорнского.

Светило останавливается дважды в год

Джон Эдди предположил, что бигхорнское «колесо» могло служить примитивной обсерваторией. Чтобы проверить эту идею, он должен был изучить расположение каменных пирамид и определить, в каких направлениях от центральной «втулки» они находятся. А потом можно было бы сравнить эти направления с местами восхода и захода солнца в любой день года.

В течение года место восхода солнца на горизонте изменяется. В первый день весны и осени солнце встает точно на востоке и садится точно на западе. Чем ближе к лету, тем все севернее восходит солнце, и так до конца июня, когда это продвижение замедляется, останавливается, а потом начинается обратное движение — к югу 21 июня, когда продвижение на север прекращается, — день летнего солнцестояния. Зимнее солнцестояние, через шесть месяцев, знаменует конец движения по горизонту течки восхода на юг.

Солнцестояния непременно приходятся на одни и те же два дня в году, представляя собой, таким образом, отправные точки солнечного календаря. Эдди казалось очевидным, что если на горе Бигхорн отмечен именно этот момент движения солнца, то это должно быть летнее солнцестояние, потому что зимы в этих краях очень суровы.

За проработку этой версии взялась вся семья ученого. Ом его жена Марджори и четверо их детей приехали в Вайоминг за несколько дней до летнего солнцестояния.

«Но когда в первое же утро у подножия Бигхорна мы проснулись и выглянули в окно, то просто обомлели. За ночь навалило десять дюймов снега. Тридцатимидмлая дорога до «шаманского колеса» была перекрыта», — вспоминал ученый. Но солнышко пригрело Бигхорн, и уже через день исследователи смогли добраться до вершины, где их ждал приятный сюрприз: древнее каменное «колесо» было чисто от снега — его сдул ветер, не утихающий на вершине, а солнце, будто вспомнив, что сейчас все-таки лето, высушило землю.

«И все вместе мы принялись за измерения, которые помогли нам приоткрыть тайну «колеса». Пирамидальная насыпь, стоявшая несколько поодаль, за пределами круга, была соединена с центральной «втулкой» каменной «спицей». Прямая, проведенная через эти две точки, должна была указывать на место восхода солнца в первый день лета, — продолжает Джон Эдди. — Следующим утром мы затемно потащились на заснеженный склон. По протоптанному накануне следу, в обуви, все еще мокрой со вчерашнего дня, карабкались на вершину Бигхорна. Спустя три часа, когда небо медленно порозовело, мы, почти совсем закоченевшие, столпились за стоявшей на отшибе пирамидой в ожидании рассвета. Первые же лучи показали, что мы не могли сильно ошибиться. А потом в волшебной тишине огромный красный шар выплыл точно на образованной пирамидами линии. Несмотря на ощутимый мороз, на душе у нас потеплело от счастья. С ума сойти: год за годом с тех пор, как было построено «колесо», разыгрывался этот спектакль и — без единого зрителя!»

Можно ли определить день солнцестояния по звездам?

Кто был посвящен в тайну «колеса»? Может быть, ее знали лишь немногие избранные, которые, взобравшись по крутой тропинке, определяли день солнцестояния, время, когда, по выражению индейцев, «солнце стоит выше всего и животворящая сила мира сильнее всего»? Был ли тот день началом солнечных плясок по указанию самого солнца? А может быть, «шаманское колесо» и все подобные ему сооружения были копиями ритуальных шатров для солнечных плясок?

«В последующую зиму я пытался узнать, какую роль играли остальные пирамиды «шаманского колеса», — продолжает Эдди свой рассказ. — Теперь я убежден, что одна из них, «смотровая», размещена так, чтобы вместе с тремя другими указывать на место восхода трех ярчайших звезд: Альдебарана в созвездии Тельца, Регула в созвездии Ориона и Сириуса в Большой Медведице. Эти три звезды также являются самыми яркими в той части неба, в которой солнце находится летом!»

И действительно, между 1500 и 1900 годами — когда и было сооружено «колесо», восход Альдебарана вполне мог отмечать первый день лета. Все эти годы был только один день в году, а именно день летнего солнцестояния, когда Альдебаран всходил почти одновременно с солнцем, так, что звезда была видна очень короткое время, почти как вспышка, перед тем, как солнечные лучи заливали небосвод и делали ее невидимой. То же явление наблюдалось с Регулом ровно через двадцать восемь дней (как раз столько «спиц» в «колесе»), и с Сириусом — еще через двадцать восемь дней. Случайны ли эти совпадения или они — результат работы древних индейцев, которые знали о небе больше, чем мы думаем? Наверное, ответ на этот вопрос можно получить, изучив другие, подобные бигхорнскому, «шаманские колеса». Эдди решил исследовать несколько таких «колес», расположенных на восточных склонах Скалистых гор и на спускающихся к западу плоскогорьях. Большинство из них находится в Канаде, в прериях провинций Альберта и Саскачеван. Если бы удалось найти другие «колеса», также отмечавшие солнцестояние, предложенную версию можно было бы считать вполне приемлемой.

Изучением «шаманских колес» долго занимался и Дик Форбис из университета в Калгари. Сейчас он вместе с Джоном Эдди обследовал уже около двадцати таких «колес».

Общим термином «шаманские колеса» теперь называют целую серию разнообразных выложенных из камней рисунков, находящихся в основном на' равнинах. Некоторые представляют собой просто огромную центральную насыпь, окруженную каменным кольцом от ста до двухсот футов в диаметре. У некоторых имеются «спицы» — как правило, количество их непостоянно,— у других — нет. В центральной насыпи может быть сложено до ста тонн камней.

Каменные круги — ровесники фараонов?

Мэджорвильское «колесо», расположенное на травянистой безлесной равнине в провинции Альберта, очень похоже на бигхорнское. Оно немного побольше размером, с высокой центральной насыпью, каменным кольцом-«ободом» и остатками «спиц». Время не особенно пощадило его, и сейчас почти невозможно определить его первоначальную форму и расположение «спиц». Несколько лет тому назад Дик Форбис и его коллеги, исследуя пирамиду, нашли предметы, позволившие определить ее возраст в четыре, а то и все пять тысяч лет. Это значит, что первые камни мэджорвильского «колеса» были заложены еще тогда, когда возводились пирамиды в Египте.

Все обследованные «колеса» имели общую особенность: они располагались на самом высоком месте, так, чтобы горизонт просматривался полностью.

Многие другие «колеса» попроще, имеющие всего несколько «спиц», представляют собой совсем другой тип сооружений. Почти всегда их «спицы» указывают на «шаманские колеса» с пирамидальными насыпями, находящимися на расстоянии от десяти и даже до пятидесяти миль от них. Эти пирамиды, возвышаясь на редких одиночных холмах, могли служить просто своеобразными вехами, которыми размечались земельные участки, так как ландшафт равнин слишком однообразен и других отличительных знаков нет.

Том и Элис Кихоу, археологи из Милуоки, отыскали одно из самых занятных «шаманских колес». Оно находится на вершине горы Муз, возвышающейся среди пологих холмов на юге провинции Саскачеван. Предания связывают его с небом и солнцем. Несмотря на то, что между ним и Шаманской горой в Вайоминге 425 миль, оно настолько похоже на бигхорнское «колесо», что кажется, будто их строили по одному чертежу.

По мнению ученых, это, несомненно, подтверждает астрономическое назначение этих сооружений. От большой, характерной для канадских «колес», центральной насыпи расходятся пять длинных «спиц», на конце каждой из которых находится еще по одной пирамиде. Их расположение точно соответствует рисунку бигхорнского «колеса». На конце самой длинной «спицы» — самая большая и высокая насыпь, которая вместе с центральной образует прямую линию, указывающую направление восхода солнца при летнем солнцестоянии. Другие пирамиды, как и у бигхорнского «колеса», указывают места восхода Альдебарана, Регула и Сириуса.

«В день летнего солнцестояния я поднялся с четой Кихоу на холм Муз в предрассветных сумерках,— вспоминает Эдди. — То, что мы увидели, подтвердило наши ожидания: линия полузанесенных землей камней была направлена на то место, где вспыхнули первые солнечные лучи».

Однако направления, указанные нацеленными на звезды линиями, на несколько градусов отличались от действительных точек восхода трех ярчайших звезд, чего не должно было быть при постройке «колеса». Конечно, это можно объяснить изменением рельефа местности, имевшим место за прошедшие со времени постройки «колеса» годы.

Но если предположить, что «колесо» на горе Муз было сооружено около 1700 лет назад, то такое расположение будет вполне правильным. Потому что тогда, около 300 года, Альдебаран предвещал солнцестояние, появляясь именно в этом месте. А это значит, что более тысячи лет назад древние индейцы уже знали эти закономерности.

Известно, что первый человек добрался до западных равнин за тысячелетия до того, как туда пришли европейцы. Мы знаем также, что с появлением лошади, колеса и других заимствований у европейцев жизнь индейцев сильно изменилась. Не эти ли поистине революционные перемены привели к забвению астрономического наследия древних?

То немногое, что осталось у их потомков в нынешнем и прошлом веках, давно уже не используется для практических целей. На Бигхорне, горе Муз и в некоторых других местах остатки древней культуры равнинных индейцев свидетельствуют о том, что наблюдения за звездами проводились порой весьма замысловатыми способами.

Отсутствие письменности у индейцев американских равнин еще раз подтверждает печальный факт: без письменного слова знание непрочно и легко может исчезнуть навсегда.

По материалам журнала «Нэшнл джиогрэфик» подготовила Милена Гитт

Просмотров: 7694