Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

11 ноября 2006
Бес попутал, Или художества нечистой силы?

В сентябрьском номере нашего журнала за прошлый год была напечатана статья А.Кузовкина о загадочных кругах и других геометрически почти безупречных фигурах, неведомо как появляющихся на хлебных полях Англии. Эти странные изображения наносились полегшими стеблями злаковых, четко видными на фоне сплошной массы вертикально стоящих колосьев. Основываясь на материалах американского журнала «Омни», А.Кузовкин рассмотрел ряд гипотез о возможных причинах этого «лугового феномена», но предложил пока воздержаться от окончательных выводов. Тогда же, в сентябре 1991 года, американский еженедельник «Тайм» сообщил о том, что тайна появления загадочных узоров вроде бы раскрыта: двое шутников — милых, симпатичных, остроумных, склонных к мистификации английских джентльменов, к тому же — специалистов по ландшафтной архитектуре, — недавно сами сознались в том, что это их рук дело...

Тревога английской королевы

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

В последние годы слишком уж много загадочных кругов и узоров стало появляться на хлебных нивах Англии. Если в 1987 году их было найдено около 50, то к лету 1990 года уже более 200. И что интересно — эти странные узоры становятся все более сложными, они как бы развиваются, совершенствуются со временем. К тому же подобное потравье наносит заметный вред хозяевам хлебных полей. Поэтому не на шутку взволнованы не только многие подданные Ее Величества, но и сама Елизавета II, королева Великобритании. Летом 1990 года в наиболее пострадавшую от «лугового феномена» юго-западную часть королевства были стянуты воинские подразделения. А самой королеве и отпуск не в отпуск: пришлось взять с собой многочисленные документы, связанные с этой напастью. К решению загадки подключаются и ученые, и любители. Летом 1990 года более 150 физиков, метеорологов и других исследователей обсудили предварительные итоги изучения «лугового феномена» на своей первой международной конференции, прошедшей в Оксфордском университете. В общем, было от чего прийти в смущение как английской королеве, так и ее подданным.

Какой бес их попутал?

Надо отдать должное двум английским джентльменам: они выбрали исключительно удачный момент для обнародования своего сенсационного признания. К тому времени кто только не приложил руку к исследованию «лугового феномена»! И не только приложил, но и оставил на страницах печати неуничтожимые улики о результатах своих опрометчиво предпринятых исследований и о вытекающих из них выводах. Теперь, полагали шутники, наступила пора отвечать за проявленное этими учеными легкомыслие. Целых 13 лет джентльмены потешались вдвоем. Пришло время потешаться все миром...

Так кто же они такие, эти милые шутники? И что за мотивы стояли за их «невинными» действиями? Один из них — 62-летний Дэвид Черлей, другой — 67-летний Дуглас Бауэр. Свой первый узор они сделали еще в 1978 году, вдохновившись снятыми с высоты эффектными фотографиями дорожек, оставляемых на хлебных полях сельскохозяйственной техникой. Сделали они это «ради хохмы»: им хотелось поразвлечься, а заодно и подурачить тех, кто верил во всякие там разумные космические или инопланетные силы. Впоследствии они раз за разом повторяли свои художества, пока в 1981 году один из сделанных ими кругов не был замечен, сфотографирован и, попав в печать, произвел сенсацию. С тех пор почтенные джентльмены каждое лето тайно «работали» на хлебных полях южной Англии, оставляя там по нескольку десятков кругов. Как же они это делали? Шутники не поленились продемонстрировать свое умение репортеру лондонской газеты «Тудей», сотворив узор в его присутствии. Умельцы лихо использовали примитивные подручные средства — моток веревки и деревянную планку длиной чуть больше метра. Планкой они пригибали стебли на высоте колена. Один из джентльменов стоял в центре будущего круга, держась за свой конец веревки. Второй, взявшись за привязанную к другому концу веревки планку, совершал круги вокруг своего компаньона. Геометрическая точность линий достигалась с помощью простого визира. Таково происхождение этих почти идеально ровных кругов, полуокружностей, полосок и прямых линий, вычерченных двумя джентльменами на хлебных полях графства Кент.

А ведь за разгадку тайны «лугового феномена» были обещаны немалые деньги. Эти солидные вознаграждения были учреждены сравнительно недавно. А два английских джентльмена начали шутить задолго до учреждения премии. Поэтому не следует подозревать этих шутников в желании ее получить.

Не много ли они на себя берут?

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

Неожиданное признание двух выдающихся мастеров ландшафтной архитектуры невольно вызывает вопрос: а не слишком ли много они на себя берут? Ведь добровольное или вынужденное признание, какие бы мотивы за ним ни стояли, само по себе еще ничего не доказывает. Даже результаты «следственного эксперимента», продемонстрированного двумя джентльменами репортеру газеты «Тудей» и главному специалисту по «луговому феномену» Пэту Делгадо, требуют осторожной и взвешенной оценки.

Джентльмены уверяют, что им первым пришла мысль «рисовать» на хлебных нивах. Но «луговой феномен» известен по крайней мере на протяжении многих столетий! О знакомстве с этим феноменом свидетельствуют и фольклорные материалы самых разных народов. Это, например, упоминания о круглых проплешинах полегших стеблей зерновых, иногда называемых, по свидетельству А.К.Приймы, плевками черта. Известен и рисунок овальной проплешины на хлебном поле, изображенной в одной немецкой книге 1678 года издания. На том рисунке изображен черт с косой, заканчивающий выкашивание овала. Из рисунка следует, что черт отлично управился с работой в одиночку и даже без использования визира...

И еще одно обстоятельство: к настоящему времени «луговой феномен» зарегистрирован почти в 30 странах мира. В некоторых из них геометрически идеальные круги найдены и на покрытых песком или снеговым покровом поверхностях и даже на поверхности льда. Неужели фанатичные последователи двух английских джентльменов уже распространили их оригинальный опыт почти по всему свету? И не растет ли число последователей в самом туманном Альбионе? В 1987 году в Англии было найдено около 50 кругов, в 1988-м — 98, в 1989-м — 270, к лету 1990 года — более 200! А почтенные джентльмены утверждают, что за сезон они оставляли не больше 20 — 30 кругов. Работа-то не из легких!

О синдроме нечистой силы в «луговом феномене»

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

Чтобы однозначно ответить на все эти вопросы, необходимо найти критерий, отличающий искусно сфабрикованные проказниками круги от кругов неизвестного происхождения. И такой критерий существует. Его можно было бы назвать синдромом нечистой силы. Синдром, как известно, — это совокупность симптомов.

Так вот, в ряде случаев наиболее проницательные исследователи отмечают совершенно необычные, аномальные симптомы, связанные с «луговым феноменом». Рассмотрим эти симптомы.

Фигуры на хлебных полях образуются полегшими, но не сломанными стеблями злаковых. Залегают же стебли весьма необычно. Какая-то поистине нехорошая, нечистая и странная сила пригибает и закручивает стебли так, что они продолжают расти параллельно поверхности земли. А это, если стебли молодые и не сломанные, строго-настрого запрещено наукой!

В больших кругах стебли обычно закручены по часовой стрелке, в малых — иногда и против. А сама закрутка двойная: вокруг радиуса круга и вокруг проходящей через центр круга оси. Хотел бы узнать, какие проказники способны воспроизвести такую закрутку?

Окольцованные зерновые, как правило, не вызревают. Весной они желтые, а осенью выделяются изумрудной зеленью на фоне желтеющих зрелых колосьев.

Иногда в зоне кругов необычно ведут себя микрофоны. Так, во время обследования девяти выстроившихся в ряд кругов в Уилтшире, восточнее Лондона, у сотрудника исследовательской группы британских ВВС внутри кольцевых зон переставал работать микрофон. Два шага за пределы круга — все нормально.

В центре одного из кругов как-то было найдено белое желеобразное вещество. Его тщательно исследовали в лаборатории университета Сюррей, но так и не смогли опознать. Свидетельница, державшая это вещество в руках, сравнила его с яблочным мармеладом и холодцом. Похожее вещество иногда находят и на местах посадок НЛО.

Однажды над одним из пшеничных полей с кругами потерпел аварию самолет британских ВВС. А летом 1990 года сбились с курса 3000 почтовых голубей, причем именно в тот день, когда на полях Англии появился очередной залп «лугового феномена».

Много данных говорит за то, что «луговой феномен» как-то связан с зависанием над полем или с приземлением на нем каких-то странных, пока неопознаваемых объектов — НЛО. Тому есть свидетельства. Но замечу: «после этого» не означает «в результате этого». Возможно, что в обоих случаях действует какая-то общая причина, с которой связаны и круги, и НЛО.

Все, что я написал выше, это одна сторона дела, для меня, признаюсь, не очень важная. Другая сторона более существенна. А заключается она в том, что «луговой феномен» — это лишь частный случай другого аномального явления, отличающегося уникальным разнообразием проявлений, а также территориальной и хронологической повсеместностью. Это явление известно на всем земном шаре, и первые о нем свидетельства уходят в глубь времен (то же самое, в сущности, можно сказать и о «луговом феномене»). Я назвал это явление феноменом художеств нечистой силы.

Но прежде чем говорить о нем, спросим себя, а не существуют ли в природе в чем-то аналогичные проявления, происхождение которых объяснено наукой без ссылки на какую-то там нечистую силу? Да сколько угодно! Это самые разнообразные геометрически правильных форм кристаллы. Это геометрически почти идеальные шары — планеты и звезды, шаровые молнии, цветок одуванчика, некоторые представители микроскопических диатомовых водорослей, красные кровяные шарики и т.п. Это, например, «ведьмины круги» из луговых опят. Поражает точность «ведьминых кругов», будто кто-то вычерчивает их циркулем! Перечень этих естественных художеств можно было бы продолжить. Мы же продолжим разговор о неестественных художествах. Верный своей старой привязанности, начну с художеств полтергейста.

Рисует и пишет полтергейст

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

О том, что при полтергейсте невесть откуда появляются записки, я узнал на собственном опыте. И лишь потом прочитал об этом.

Самую первую в своей жизни полтергейстную записку я получил около восьми часов вечера 23 марта 1987 года, прибыв по вызову в одну из московских квартир. Записку мне вручил пятнадцатилетний подросток, с которым были связаны все полтергейстные проявления. Я, естественно, был совершенно уверен в том, что подросток написал ее сам, свалив все на «полтергейст». Привести здесь ее текст не могу: это были написанные печатными буквами непечатные угрозы в мой адрес...

Впоследствии в этой квартире наступила стадия огневого полтергейста, завершившаяся пожаром в детской комнате. Прокурор Перовского района Москвы возбудил в связи с этим уголовное дело по части 2 статьи 149 УК РСФСР (умышленное уничтожение или повреждение личного имущества граждан, совершенное путем поджога). В процессе расследования этого дела в качестве свидетеля вызывали и меня. Я вспомнил о записке, показал ее следователю. Он приобщил записку к трем другим для почерковедческой экспертизы.

Эксперт, опытный работник с большим стажем, дал весьма категорическое заключение: записки «выполнены не Солодковым Владиком». И версию о поджогах пришлось отбросить: «Экспертиза не подтвердила наличия в остатках сгоревших предметов каких-либо самовоспламеняющихся и горючих веществ».

После первой записки я стал получать их в других случаях полтергейста, если и не пачками, то достаточно часто. И прочитал в старых книгах о том, что полтергейстные проявления вообще нередко сопровождаются неизвестно как возникшими рисунками, записками и даже целыми письменами в запечатанных конвертах.

Осенью 1990 года начался полтергейст в одном из домов села Подывотье, что в Брянской области. Он был связан с 13-летним Юрой. Самое для меня удивительное в этом случае заключалось в том, что написанные Юриным почерком записки падали откуда-то сверху, как бы с потолка, даже в том случае, когда неподвижно сидящего Юру крепко держали за обе руки!

Почему-то подавляющее большинство полтергейстных записок обычно бывают исполнены печатными буквами, а почерк, орфография и пунктуация всегда оставляли желать много лучшего.

...Последнюю записку, а вернее — надпись — в свой адрес я получил 25 февраля 1991 года. Это была исполненная простым карандашом надпись, длиной в полстены, в коридоре очередной полтергейстной квартиры: «Винокуров мне нравится». Мне это тоже понравилось: ласковое слово и кошке приятно.

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

Божьи ли метки?

Летом 1990 года многие десятки людей стали жертвами до того им почти неизвестной напасти: на их коже вдруг возникли какие-то странные изображения. И что любопытно — почти во всех известных мне случаях жертвами оказались исключительно женщины...

Если к этому добавить и более ранние случаи, то вырисовывается такая картина. Форма изображений — самая разная. Тут и рисунки неведомых листьев с зубчиками и прожилками, узоры из еловых веток, различные геометрические фигуры (квадраты, треугольники), стилизованные цифры и какие-то каббалистические знаки, стрелы, три порхающие по кругу бабочки, человечек с антеннами на голове, а над ним — испускающее лучи солнце, буква W, ковш, различные изогнутые и прямые линии и прочее.

Возраст пострадавших — от подросткового до пенсионного. Места появления меток — руки, ноги, спина (обычно правая лопатка). Цвет меток — красный, ярко-красный, ярко-розовый, оранжевый, цвета солнечного ожога. В отдельных случаях появлялись метки белого цвета, в других они со временем белели или тускнели. Время жизни меток — от нескольких часов и до десятков лет. Иногда метка наносится повторно на кожу одного и того же человека, с интервалом от нескольких недель до нескольких лет. Время появления меток — лето и осень. Обнажено тело или одето, в помещении человек или на открытом воздухе, солнце сияет или оно скрыто за облаками, жарко или прохладно — похоже, принципиального значения не имеет. Хотя наибольшее число меток, сообщают их обладатели, появилось у них 21 июня 1990 года.

Изображения поражают своей фотографической ясностью, четкостью передачи рисунка на коже. Они словно нарисованы очень старательной детской рукой...

Метки, как правило, гладкие, нерельефные, несмываемые. В отдельных случаях контур изображается глубокими вмятинами.

Иногда нанесение метки не связано с изменением самочувствия. Понятно, что при этом возникают удивление и чувство тревоги, как почти всегда при встрече с непонятным. Но иногда появляются боль, ощущение укола или укуса, невероятно чешется тело, на месте метки, бывает, наблюдаются ожоговые симптомы — воспаления, волдыри. Но обычно ожоговые симптомы если и проявляются, то в легкой форме.

География сообщений весьма обширна: Прибалтика, Таджикистан, Украина, РСФСР. Особенно много сообщений из Прибалтики. Сколь-нибудь правдоподобного объяснения этих странных, иногда называемых «божьими», меток, насколько мне известно, не предложено. А вместе с тем некоторые особенности их появления заставляют думать, что и эти «художества» принадлежат к сфере моей компетенции. Но об этом по порядку.

Во-первых, мне известны подобные же метки, появляющиеся в типично полтергейстной ситуации, как проявление одного из множества симптомов полтергейстного синдрома. Так, в одном из случаев полтергейста, который я расследовал, метки красного цвета появлялись на теле взрослой дочери хозяйки и дважды — на ней самой. Меток не было только на теле ее взрослого сына. Метки, что возникли на теле дочери, выглядели как отпечатки ладоней и пальцев рук человека на ее ногах и правом плече. Четкие, резкие, красного цвета и как бы выдавленные в мокром песке. Глубина погружения в кожу — до 3 миллиметров. Метки, что появились на ногах дочери, отличались той особенностью, что они были нанесены «рукоположением» трех ладоней одновременно. Если бы дочь задалась целью сделать их сама, ей пришлось бы сесть в позу лотоса, положив две руки на внутренние поверхности голеней, а третью — поверх колена. Впечатление от этих следов такое, что их оставила тонкая женская рука с очень удлиненными ногтями (когтями?).

При полтергейсте известны и другого рода метки на коже — следы как бы царапаний, ударов (тогда остаются синяки), укусов (вдавленные ямки от чьих-то зубов) и прочее. Все они в конце концов проходят сами по себе.

В других случаях прослеживается связь с типичной ситуацией уфологического контакта. Например, 28 мая 1990 года около 11 часов утра семиклассница Дина Шакирова из поселка Шархинау Гиссарского района Таджикистана, по ее утверждению, вдруг увидела НЛО. Она была дома. Вдруг стало очень жарко, разболелась голова. Дальше предоставлю слово самой Дине:
— Подошла к окну — что-то меня ослепило. Приоткрываю глаза и вижу: за окном висит светящийся шар размером с нашу комнату.

Открывается люк. Внутри шара светло. Спиной ко мне сидят два робота в какой-то металлизированной одежде. А сбоку сидит женщина — это я поняла по фигуре — в черно-белом платье и смотрит на меня. Лицо у нее очень неприятное, к голове сбоку прикреплен какой-то предмет, возможно, прибор... Женщина чем-то щелкнула, и я услышала словно внутри себя глухой механический голос: «Ты полетишь с нами». Я не хотела! Но тут потеряла сознание. Когда очнулась — дома,— первым делом почувствовала боль в правой ноге.

В больницу девочку доставила машина «Скорой помощи». Померили давление — 140 на 90, довольно высокое для ее возраста. Очень возбуждена, руки холодные, зрачки расширены, все время повторяет: «Полетели, полетели!» На правой ноге выше колена — рисунок оранжевого цвета, словно ожог. Рисунок гладкий, не рельефный, не смывается и спиртом.

Даже если оставить рассказ Дины на ее совести, то впечатляют, во-первых, объективные показатели ее состояния, во-вторых — появление рисунка — как бы человечка с лучистым солнечным кругом над головой...

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

Загадочные изображения

Иногда изображения возникают без какой-либо очевидной связи ни с полтергейстом, ни с НЛО, ни с другими разновидностями феноменов нечистой силы. А узоры все равно возникают — как на различных плоскостях (на стенах, дверях, окнах), так и на выпукло-объемных телах (на колоннах, куриных яйцах, градинах).

Если пойти в глубь времен, можно вспомнить об огненных письменах, появившихся на стене дворца во время пира Балтазара. Письмена предвещали его гибель. Он действительно был убит во время взятия Вавилона персами. Но это было давно.

А 12 марта 1872 года в Германии началась длившаяся до 1890 года эпидемия возникновения на окнах домов всяческих изображений: крестов, орлов, черепов, разноцветных полос, французских зуавов с осенявшим их знаменем и прочих религиозных и политических символов. Власти приказывали смывать изображения,' но они не поддавались даже кислотам. Иногда на стенах домов и церквей возникают странные влажные или мокрые пятна, в очертаниях которых можно узнать какое-либо конкретное лицо. Чаще всего это бывают лики священнослужителей. Например, в 1923 году на стене церкви Христа в Оксфорде, где служил скончавшийся в 1898 году настоятель этой церкви Лиддел, появилось мокрое пятно, в очертаниях которого многие узнавали покойного настоятеля. А недавно на стене жилого дома одного из маленьких французских городов возникло влажное пятно, в очертаниях которого тысячи пилигримов из соседних стран узнавали лик Иисуса Христа. Странные изображения появляются не только на вертикальных, но и на горизонтальных плоскостях. Так, в августе 1971 года на каменной плите очага в одном из домов испанского города Белмес де ла Моранеда появилось сильно встревожившее обитателей изображение головы человека с открытыми глазами и беззубым ртом. Его пытались уничтожить — соскрести или соскоблить, — но тщетно. Замазали плиту цементом, но изображение стало проступать вновь, пока не достигло прежней четкости и яркости. Плиту распилили, а новую, сделанную из цемента, положили на то же место. Вскоре и на цементной плите тот же лик сиял во всем прежнем своем великолепии. Оказалось, что этот дом был построен в прошлом столетии на месте кладбища XVII века. Родственник тот дом продал, потому что дом стал «беспокойным»: неожиданно перемещались с места на место предметы домашнего обихода, с кроватей сами собой сдергивались простыни, постоянно слышались странные звуки, виделись призрачные фигуры. То есть имел место самый обычный полтергейст. Нынешние хозяева дома на всякий случай стали копать в том месте, где лежала плита с ликом человека. На глубине двух с половиной метров нашли человеческие кости... В этом случае, в отличие от других, приведенных в этом разделе, все же удается найти связь появления изображения с одним из проявлений нечистой силы — с полтергейстом.

Нечистая сила как ландшафтный архитектор

Бес попутал, Или художества нечистой силы?

Некоторые странные проявления этой неведомой силы заставляют думать, что ее ландшафтно-архитектурные мастерство, способности и возможности неизмеримо выше того, на что претендуют два проказливых английских джентльмена.

Неизвестность происхождения и назначения, возможно, позволяют отнести к одной из форм проявления этой неведомой силы и такие поистине циклопические образования, как загадочные фигуры и линии, изображенные на поверхности пустынного перуанского плоскогорья Наска.

Общая площадь странных линий и фигур, вычерченных в пустыне Наска, превышает 900 квадратных километров. Масштабы изображений — гигантские, их можно охватить взглядом лишь с самолета, как и узоры на хлебных нивах. Среди них — сотни прямых линий, треугольники, круги, спирали, трапеции, квадраты и прочие геометрические фигуры. Есть и изображения различных представителей земной флоры и фауны — растения, рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие. Например — паук, обезьяна, собака, цветок, кит, ящерица, ягуар. Нашли фигуру человека с головой, как бы облаченной в шлем, а также фигуру человеческого плода в чреве матери. Поражает геометрическое совершенство линий: идеальные прямые, безупречно выполненные углы, спирали и дуги будто вычерчены циркулем. И — крайне любопытный чисто физический эффект: затруднения в процессе фотосъемки этих изображений с воздуха — негативы при этом зачастую оказываются передержанными! Как это же иногда бывает при фотосъемках в полтергейстных квартирах...

Но «наскоподобные» изображения найдены и в американских скалистых горах, на иорданской границе и на плато Устюрт в Западном Казахстане. В последнем случае ученые экспедиции Центрального совета Общества охраны памятников истории Казахстана, пролетая на вертолете над этим плато, увидели на нем странные, размером в сотни метров рисунки, вычерченные в виде спиралей. Они представляли собой то идеально правильный круг, то эллипс, то бабочку, то стрекозу.

А игрой каких природных сил можно объяснить появление двух разделенных почти шестью тысячами километров гигантских отпечатков правой и левой стоп человека? Размеры обоих отпечатков — почти в рост среднего человека. Только отпечаток левой ступни найден в Африке, а правой — почему-то на острове Шри Ланка...

Африканский след был найден в 1912 году на одной из скал плато Велд в южноафриканской провинции Трансвааль (ныне королевство Свазиленд). След представляет собой точную копию левой ступни человека. Можно даже заметить проступившую между пальцами грязь. Но эта «грязь» тверда как гранит. Вблизи следа — ни дорог, ни жилья. На его посещение наложено древнее табу. Только колдуны доставляют сюда приношения.

Ланкийский след находится в 44 милях к востоку от Коломбо. В отличие от африканского он стал местом паломничества местных жителей — ланкийцев. Размеры следа почти такие же, как и у его африканского собрата. Это — точная копия следа от правой ступни человека.

А однажды нечистая сила показала, что она может оставлять надписи не только на стенах, потолке, оконных стеклах, на листах бумаги и прочих поверхностях в полтергейстных квартирах, но и на гигантской поверхности пшеничного поля! Такую надпись в августе 1986 года увидел с воздуха Пэт Делгадо, пролетая над одним из пшеничных полей английского графства Гемпшир в поисках очередного круга, известие о появлении которого он только что получил. Несмотря на возбуждение и шок, которые испытали летчик, Делгадо и его дочь Джен от этого неожиданного открытия, Делгадо сохранил присутствие духа, достаточное для того, чтобы сделать несколько снимков. На поле полегшими стеблями пшеницы было выписано: «WEARENOTALONE». Во время одного из последних пролетов над этой надписью исследователи поняли, что это не одно, а четыре разных, но слитно написанных слова: «WE ARE NOT АLОИЕ», что означает «Мы не одиноки». Буква N в слове ALONE была изображена неправильно, в форме русской буквы И. Каждая из букв достигала высоты почти 37 метров. Длина всей надписи составляла 183 метра.

Некоторые особенности этой надписи совпадают с теми, что характерны для полтергейстных записок. И там, и здесь — печатными буквами. В полтергейстных записках слова иногда тоже пишутся слитно, а начертания отдельных букв искажены, например, русское И иногда пишется как английское N. Некоторые полтергейстные надписи поражают четкостью исполнения. Например, однажды во время начавшейся в сентябре 1878 года вспышки полтергейста в доме одной из семей, что жила в канадском городе Амхерсте, все члены семьи и приглашенный врач увидели слова, которые медленно возникали на стене спальной комнаты. Слова постепенно стали исключительно четкими, они были как бы выгравированы в стене: «Esther Cox, You Are Mine To Kill». Один из возможных вариантов перевода этой, как нередко бывает в таких случаях, грамматически своеобразно построенной фразы, может быть такой: «Эстер Кокс, ты должна меня убить».

И, наконец, стебли пшеницы в том 183-метровом «слове» были уложены с теми же особенностями, что и в пшеничных кругах, и в прочих пиктограммах, обнаруживаемых на поверхности хлебных нив.

Знаки небесные

...Днем 15 сентября 1989 года в синем небе над городом Сальском Ростовской области появились странные, обрамленные четко вычерченными квадратами, выписанные будто паром или туманом знаки (до их появления из этого района неоднократно поступали сообщения о наблюдениях аномальных объектов). Длина «письмен» — во весь небосклон, высота знаков — несколько сотен метров. Многие жители города видели их. В частности, десятки учащихся средней сальской школы № 6. Опросили около 50 из них. Видение каждого было зафиксировано на бумаге. В основном это были цифры, знаки препинания, различные математические знаки, буквенные изображения. Видения каждого несколько отличались друг от друга. Один из наиболее массовых вариантов попал на страницы местных газет, а потом — и на страницы центральной прессы.

Но сальский феномен — отнюдь не единичное явление. Например, ленинградский исследователь И.В.Богатырев приводит свидетельства о появлении в небе Румынии 5 февраля 1709 года «буквенного феномена» в виде двух огненных колонн, которые, соединившись перемычкой, образовали букву А. А вот что рассказала М.Чичерова в письме, опубликованном в альманахе «Феномен» в 1989 году:

— Произошло это за год до войны, в один из летних дней. Мы тогда жили в селе Лубянка Чернявского района Белгородской области. В ту пору мне было всего тринадцать лет. И вот помню, как-то сидели мы в хате, а тут вдруг с улицы послышались крики: «Буквы на небе!» Мы выскочили на улицу, где уже толпились соседи. И действительно, по сини неба будто кто электрическим светом выводил слева направо красивым почерком прописные буквы. Они складывались в слова, а те — в длинные строчки. Мама толкает нас: «Читайте, вы же учите немецкий язык!» Но буквы не были похожи ни на немецкие, ни на русские. На чистом небе их хорошо было видно, и солнце, насколько я помню, совсем не мешало. В том, что это были какие-то слова, пусть и непонятные, не сомневались даже неграмотные женщины. Текст писался долго, нам и стоять уже надоело в ожидании того, что будет дальше. Однако где-то через час эти электрические буквы стали пропадать, словно их выключили, — слово за словом, строка за строкой, медленно и по порядку.

«Буквенный феномен» посчастливилось видеть и К.Э.Циолковскому. Это случилось в Калуге около восьми часов вечера 31 мая 1928 года. Об этом он написал в изданной в том же году книге «Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы». Константин Эдуардович, как он пишет, «увидел без всяких недостатков, как бы напечатанные, горизонтально расположенные рядом три буквы «ч А у». Они были «составлены из облаков». Его «очень удивила правильность букв». Но что они означают? Циолковскому пришла мысль считать буквы латинскими: «чау». Тогда они могли звучать и как слово «рай». Константин Эдуардович заметил по этому поводу: «Слово было довольно пошло, но что делать, — бери, что дают».

Циолковский обратил внимание и на странную неграмотность этого «буквенного феномена»: «Если бы кто захотел подшутить надо мной, то написал бы по-русски «Рай». По латыни тоже было бы написано «Ray», а не «гАу», как я видел — почему-то с заглавной печатной буквой посередине и прописными по краям». Если бы Константин Эдуардович был знаком с похожими особенностями полтергейстных посланий, выполненных в основном печатными буквами, с невероятными огрехами в орфографии, пунктуации, грамматике, со вставлением в русский текст написанных латинским шрифтом отдельных букв и целых слов! Мне кажется, такая параллель не могла бы не заинтересовать его. Ведь «шутник»-то в обоих случаях, похоже, один и тот же...

Вместо заключения

Я не стал приводить полного перечня художеств этой странной и пока неопознанной силы. Они проявляются еще и в форме непонятным образом возникших рисунков и письменных сообщений, иногда обнаруживаемых во время проведения «спиритических» сеансов. До сих пор непонятны некоторые особенности появления изображений на телах человека и животных, а также на поверхностях неодушевленных объектов при их контактах с шаровой или линейной молнией. Некоторые особенности этой странной силы, похоже, заметны и в так называемом автоматическом (бессознательном) письме. А как объяснить стигматоподобное проявление в виде накожных изображений цветка, креста и слов «О Crux Ave» (Славься, крест)? Эти знаки свыше 20 лет носила на своем теле француженка Мари-Жюли Жахени во второй половине прошлого века. Или как объяснить начертанные на белой шерстке родившегося в 1921 году в Ницце котенка цифры «1921», как бы зафиксировавшие год его рождения? Не буду множить примеры, их и так уже достаточно.

Странные небесные, наземные, накожные и все прочие изображения и письмена, если сведения о них свести воедино, невольно вызывают желание поискать некую общую причину их появления. Об одной из таких возможных причин размышлял и К.Э. Циолковский в книге «Воля Вселенной»: «Мы до сих пор не допускали возможность участия иных существ в земной жизни... Мы с трудом представляем себе что-нибудь выше земных существ по своим качествам и техническим средствам. Вот почему при таком узком кругозоре мы не допускаем и не представляем возможность вмешательства иных существ в земные дела. Ошибка небольшая. Она не в недостатках науки, а только в ограниченности выводов из нее. Масса явлений с этой узкой точки зрения остается необъяснимой».

Обратим внимание на то, что Циолковский говорит о вмешательстве «иных существ». Именно иных, но он ничего не говорит о вмешательстве «внеземных существ». Случайно ли это? Думаю, что нет.

Конечно же, гипотезу о вмешательстве в наши земные дела внеземных существ не следует сразу выбрасывать за порог кажущегося достаточно совершенным здания современной науки. Но не поискать ли более простого, в буквальном смысле земного объяснения тех явлений, которые с «узкой точки зрения» современной науки остаются необъяснимыми?

Когда известный Эрих фон Деникен, знакомый нам по фильму «Воспоминания о будущем», утверждает, что «круги в пшенице являются новыми посланиями внеземных существ, уже побывавших на равнине Наска», я рад за него. Как и за тех, кто разделяет эту точку зрения. Им уже все понятно: некие внеземные существа прилетели и наследили нам в назидание: на пшеничных полях Англии, на кожных покровах некоторых наших земных женщин, на перуанском плоскогорье Наска, на замасленных обрывках бумаги в полтергейстной квартире в городе Енакиево и так далее. Но почему бы не предположить, что все эти и другие художества творят иные, чем мы, но тоже земные существа, которым нечего лететь за тридевять земель, чтобы творить у нас всяческие пакости?

А что говорит наука о возможности существования иных существ, иных форм жизни, имеющих в своей основе структуру, в корне отличную от той, на которой строятся наши бренные земные белково-нуклеиновые тела? Оказывается, современная наука не отрицает этого. Мысль о возможности существования иных форм жизни, не исключая и разумных ее форм, почти одновременно высказали профессор Нью-Йоркского университета Р.Шапиро, томский ученый Ю.А.Рылкин, московский исследователь А.С.Кузовкин, академик АМН СССР В.П.Казначеев и некоторые другие ученые.

Например, В.П.Казначеев выдвинул идею сосуществования одновременно с нами, на планете Земля, множества иных видов живых существ, имеющих иную, не белково-нуклеиновую форму организации. Какие-то из этих иных форм жизни могут иметь полевую конструкцию, то есть в основе их структуры могут лежать различные физические поля. А.С.Кузовкин развивает идею о том, что те необычные формы жизни, в основе которых, возможно, лежат плазменноподобные образования, могут достичь такой степени самоорганизации, при которой их следует рассматривать как живые и разумные. То же самое в отношении форм жизни, в основе конструкции «тела» которых лежат электромагнитные или акустические поля, утверждает и Ю.А.Рылкин.

Итак, возможно, сосуществующие рядом с нами «иные существа» могут быть и разумными. Если это действительно так, становятся понятны элементы явно осмысленных и несомненно разумных проявлений, отражающихся и в том странном феномене художеств нечистой силы, которому посвящен этот очерк. Как, очевидно, заметил читатель, уровень «разумности», проявляемый в этом феномене, в ряде случаев не превышает уровень неразумного, проказливого и плохо успевающего в школе подростка. Но бывают и исключения.

Добавлю в заключение, что данное мною объяснение — лишь одно из возможных. Мыслимы и другие. Я лишь хочу обратить внимание на одну из вероятных причин происхождения пшеничных кругов. Известно, что за объяснение их происхождения обещана премия до 10 000 фунтов стерлингов. Отметая подозрения, скажу, что отнюдь не претендую на нее: гипотеза есть гипотеза...

И. Винокуров

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения