Хронограф
7142128

<декабрь>

Путеводители

Превратности судьбы шестиногих

Как и жизнь человека, жизнь любого насекомого полна опасностей, страстей и даже любовных драм

При большом увеличении огромные глаза мух (отряд Diptera) выглядят привлекательно, а вот сами мухи редко у кого вызывают симпатию. И напрасно, ведь среди мух совсем немного тех, которые докучают людям. Зато существует множество мух, которые охотятся на разных насекомых и опыляют цветы, например, журчалки. Фото (Фотобиблиотека ВС): Stealh

Поздней осенью в парках и лесах стоит тишина — больше никто не стрекочет, не жужжит и не шуршит. Насекомые либо погибли, либо заснули до весны. Кому-то это совсем не интересно, но любителей природы огорчает, ведь жужжание и стрекот насекомых — это песня жизни, не отделимая от аромата и цветения трав, яркого солнца и теплого ветра. Насекомые окружают нас повсюду, и это не удивительно — в классе насекомые (Insecta) типа членистоногих описано около миллиона видов, но, по самым скромным оценкам, их количество никак не меньше двух миллионов, а вероятнее всего — ближе к пяти! Почему их так много? Видимо, потому что они маленькие и приспособились занимать самые разные экологические ниши — от поверхности озера до внутренностей стебля злака.

Немало людей страдает боязнью насекомых — инсектофобией, им кажется, что насекомые не похожи на нас, и вообще они кусаются. В действительности на свете не так много насекомых, которых интересует наша кровь. Многих насекомых, обладающих опасных оружием, мы попросту не замечаем. Например, когда мы показываем фотографии распространенных в Подмосковье хищных мух ктырей (семейство Asilidae), все удивляются, узнав, что они способны причинить такую же боль, как пчелы. Но они не трогают людей, используя свою токсичную слюну для убийства добычи — разных насекомых. Только если поймать ктыря рукой, он будет вынужден обороняться.

Жизнь любого насекомого полна опасностей, страстей и даже любовных драм. В этом они близки нам. Макрофотографы с удовольствием подсматривают за жизнью насекомых и делятся своими наблюдениями.

Маленькому муравьишке помогает выжить в этом огромном мире кооперация с другими собратьями. Если одних муравьев (семейство Formicidae) держать отдельно, а других группами, то дольше будут жить те, что содержались группами. Муравьям необходимо постоянное взаимодействие и сотрудничество. Бродячие муравьи-эцитоны (род Eciton) даже умеют сооружать живые «мосты» для переправы через глубокие ямы. Муравьи общаются между собой с помощью особого языка — он состоит из комплекса запахов (феромонов), жестов (движений конечностями) и антеннальных контактов (прикосновений усиками). Фото (Фотобиблиотека ВС): eosboy