Хронограф
18152229
29162330
310172431
4111825
5121926
6132027
7142128

<декабрь>

Путеводители

Горбатые корабли Ватикана

Автопроизводители гарантируют наместнику Бога комфорт и безопасность на земле

  
Когда позволяет погода, папа римский выезжает в свет на кабриолете Mercedes-Benz G500. Машины легко опознать по специальными номерами, в которых цифры обозначают порядковый номер папамобиля в гараже понтифика. В последние годы во время публичных поездок номер SCV1 обозначает автомобиль, на котором в данный момент передвигается папа. Фото: © Daimler  

Существуют автомобили, которые невозможно купить ни за какие деньги! Выполнены они в единичном экземпляре, получить их можно исключительно в подарок  — да и только в том случае, если вы папа римский. 

Бенедикт XVI (Benedictus PP. XVI) не так давно получил в подарок новый экипаж для выездов в свет. В начале декабря компания Mercedes-Benz объявила о передаче Его Святейшеству кабриолета G500, существенно модифицированного под нужды понтифика. Новый папамобиль разрабатывался немецкой компанией на протяжении двух лет. Он построен на базе внедорожника G-класса, оснащенного пятилитровым восьмицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 296 лошадиных сил. Основные отличия папамобиля от базовой машины — складывающееся лобовое стекло, ступеньки в задней части салона, кресло и поручень, за который он будет держаться во время того, как приветствует паству стоя. Помимо открытого внедорожника, который можно будет использовать при хорошей погоде во время торжественных встреч, компания Mercedes-Benz пополнила автомобильный парк Ватикана (Stato della Cittá del Vaticano) ещё двумя автомобилями, построенными на базе моделей M- и S-класса, для повседневных нужд понтифика. Первый из них оснащен пуленепробиваемой кафедрой с опускающимися стеклами и системой громкоговорителей, с помощью которой папа может выступать перед собравшимися. Папамобиль Mercedes S-класса от стандартной машины отличается лишь специальной защитой и большим люком в крыше. 

Итальянцы первыми стали называть специфические модели автомобилей, разрабатываемые специально для понтифика, папамобилями — сокращенно от «papa» и «automobile». Позднее, по мере того, как расширялся автопарк понтифика, это слово прижилось и вошло в обиход. Сегодня в автопарке Ватикана собрана настоящая коллекция более чем из шестидесяти уникальных машин. 

Первые настоящие папамобили появились с благословения предыдущего главы Ватикана. Иоанн Павел II (Ioannus Paulus PP.II, 1920–2005) настаивал на частых свиданиях с народом, для чего и была придумана необычная конструкция автомобиля. Иоанн Павел II являлся прихожанам на передвижном троне — sedia gestatoria, несмотря на то, что традиции не воспрещали и обычной машины, ведь машина была ещё у Пия XI (Pius PP. XI, 1857–1939). Правда, она выглядела типичной машиной класса люкс и не выделяла папу римского от государственных мужей. Впервые Иоанн Павел II появился на папамобиле в 1979 году у себя на родине, в Польше. Это была модифицированная версия польского военного внедорожника Star. Кстати, во времена «холодной войны» в Ватикане это был единственный автомобиль из социалистического блока.

  
Mercedes-Benz 230G объездил со своим хозяином практически весь мир. Мало кто знает, что таких машин, практически идентичных внешне, было две. Первый Mercedes-Benz 230G (серия 460) собрали в 1980 году, специально к визиту Иоанна Павла II в Германию. Но после покушения 1981 года пришлось усилить меры безопасности. Вторую машину, 1982 года выпуска, «укрепили»  броней и специальным пуленепробиваемым стеклом. Но иногда понтифик всё же пренебрегал требованиями безопасности и передвигался в этой машине с опущенными стеклами. Фото: © Daimler  

Особую роль в истории папамобилей играет концерн Mercedes, ещё в 1930 году подаривший лимузин Nürburg 460 Пию XI. Для своего времени это был мощный автомобиль — 80 «лошадок» разгоняли его до 100 км/ч. Конструкторы между собой называли эту модель «римской»: сиденья для водителя и соседнего с ним пассажира было обтянуто черной кожей, а понтифику полагалось восседать на особом возвышении, обтянутом парчой. Эксперты отмечают особую художественную ценность потолка салона: в бенедиктинском монастыре для него вышили голубя — символ Святого Духа. Спустя полвека после выпуска специалисты Mercedes в Штутгарте отреставрировали детали внутреннего убранства этого автомобиля. С осени 1984 года на него можно полюбоваться в историческом музее — Museo delle Carrozze.

Визитной карточкой Иоанна XXIII (Johannes PP. XXIII, 1881–1963) стал так называемый «мерседес Аденауэра». Машина, на которой любил разъезжать немецкий канцлер Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer, 1876–1967), в обновленном виде была подарена понтифику в 1960 году. Mercedes-Benz 300 d Landaulet с необычной для подобной модели длиной в 5,6 метра имел раздвижную крышу, просторный салон, в котором нашлось место для пульта управления кондиционером и переговорным устройством со множеством функций. Новая машина нового папы римского была, разумеется, мощней — серийный мотор W189, максимальная скорость 160 км/ч. От водителя почетного ездока отделяла раздвижная стеклянная перегородка с электроуправлением. Восторгов специалистов удостоилась крыша машины — она открывалась и закрывалась за считанные секунды. Специальная раскладная лесенка делала выход из машины максимально легким, что было важно для пожилого понтифика.

  
Папский Nürburg на фоне замка святого ангела (Castel Sant’ Angelo) в Риме. Фотография 1930 года. После того, как Ватикан обрёл независимость, на папу римского посыпались подарки, в числе которых был и первый Mercedes-Benz модели Nürburg 460. Строили его почти два года — основательно переделывали базовую модель 1928 года. Но основная часть работы всё же пришлась не на долю механиков и инженеров, а краснодеревщиков и обивщиков. В качестве доминирующего цвета выбрали красный. Для отделки трона понтифика в ход пошла ярко-алая с золотом парча. Двери и стены салона обили пурпурным атласом, богато украшенным вышивкой. Папу окружали изображения символа Святого Духа — голубя. В машине было сигнальное устройство, извещавшее отделенного от папы перегородкой водителя о желании понтифика ехать быстрее либо сменить направление. Фото: © Daimler  

Спустя пять лет автопарк Ватикана обзавелся ещё одним чудом автомобильной промышленности — Mercedec-Benz 600 Pullmann-Landaulet. Сконструированный по специальному заказу, этот автомобиль имел ещё более просторный салон с гладким полом и дополнительными опциями. Сопровождающие папу римского во время поездок теперь сидели лицом к нему и спиной к водителю — с тем, чтобы понтифику не приходилось специально поворачиваться к собеседникам.

Первый образцовый папамобиль создала компания Mercedes, переоборудовавшая для понтифика внедорожник в 1980 году. К автомобилю приделали нечто вроде аквариума из плексигласа. В 1981 году, после покушения на Иоанна Павла II, купол стал пуленепробиваемым. Иногда папамобиль называют «верблюдом», и это меткое определение — уж очень диковинную форму имеет машина, на которой глава Ватикана является народу, с высокой платформой под колпаком из пуленепробиваемого стекла. В этом специальном автомобиле Иоанн Павел II появлялся во время 104 зарубежных поездок и именно он считается классическим папамобилем.

  
В автомобилях папы римского особое внимание уделяется комфорту пассажира, поэтому продумывается каждая мелочь. Фото: © Daimler  

У этого автомобиля довольно сложная система кондиционирования, которая позволяет не перегреваться воздуху под куполом во время летних выездов. Чтобы главу Ватикана было лучше видно, возвышение оборудовано подсветкой — минипрожекторы, способные давать рассеянный свет, спрятаны в крыше купола, а также в полу по периметру. Как и у предыдущих моделей, была предусмотрена специальная выдвижная лесенка, которой мог воспользоваться понтифик при выходе из авто. В отличие от других машин необычный внедорожник был украшен цветами папы — белым с золотом и перламутром. Внутреннее убранство было выполнено из шерстяного велюра и кожи. Любопытная деталь: кресло в машине — переносное. Это было необходимо в последние годы жизни Иоанна Павла II, страдавшего болезнью Паркинсона

В необычном автомобиле Иоанн Павел II появлялся часто, однако другие машины Ватикана тоже не застаивались. С лета 1985 года папа стал также выезжать на Mercedec-Benz 500 SEL. Крыша машины выросла ещё на 30 мм., в салоне, кроме кресла папы, были обустроены два откидных сиденья. Кстати, это расположение кресел было позаимствовано у модели Nürburg, созданной пятьюдесятью пятью годами ранее. Однако, в отличие от той машины, новинка предусматривала раздвижную крышу. При этом с помощью двух минимоторов можно было приподнять пол и создать своеобразный помост. Для защиты пассажира от встречного ветра был предусмотрен небольшой пластиковый щит. С открытой крышей машина передвигалась со скоростью не более 30 км/ч. В герметичном виде гигант весом почти в три тонны (2673 кг) был способен разгоняться до 160 км/ч. 

Одно из относительно недавних приобретений Ватикана — Mercedes-Benz S500 Landaulet. Десять лет назад немецкие инженеры создали специальную модель на базе С-класса с мощностью в 320 лошадиных сил с откидным верхом. В салоне два откидных сиденья и одно большое кресло из белой кожи, способное менять свое положение так, чтобы подниматься с него было удобнее. Рядом размещены специальные ручки, а также пульт управления, раздвижная перегородка, отделяющая пассажира от водителя, в которую вмонтирована икона Святой Марии.

В 2002 году в Торонто был представлен папамобиль нового поколения. Как и его предшественник, Mercedeс-Benz ML 430 был выкрашен в перламутровый цвет, салон отделан белой кожей и золотом, а купол из современного искусственного стекла задуман съемным. Новейший папамобиль оказался мощней всех своих предшественников — всё же 279 лошадиных сил!

  
Миниатюрный папский экомобиль. Фото: Global Electric Motorcars, A Chrysler Company 
Разумеется, Mercedes не имеет эксклюзивных прав на изготовление машин для Ватикана. Папа римский появлялся на машинах и других марок. Fiat Campagnola достался Бенедикту XVI от предшественника. Cadillac потребовался Иоанну Павлу II во время поездки в Мексику в 1999 году. Land Rover был востребован во время визита в Великобританию (сейчас он красуется в одном из отелей Лас-Вегаса). В выборе машины пантификом нетрудно усмотреть стратегический расчет: на чем же ещё ездить по Англии, как не на Land Rover? 

Машины Ватикана довольно легко опознать — и номера начинаются с аббревиатуры SCV (Stato della Citta del Vatikano). Машина папы римского обозначена, как SCV1. Иногда с таким номером появляется классический папамобиль, а иногда просто роскошный лимузин. Впрочем, последние ещё со времен Иоанна Павла II редко используются для парадных случаев. Они востребованы на каждый день — для поездок внутри Ватикана и по Риму

Для главы католической церкви машины не имеют цены — папа римский за автомобили не платит. Любой автоконцерн мира готов возить его куда угодно и на чем угодно. И дело тут не столько в религиозности. В 1995 году к визиту Иоанна Павла II на Филиппины компания Francisco Motors создала свою версию папамобиля. Накануне визита Бенедикта XVI в Германию между немецкими автомобильными гигантами разгорелся настоящий спор — кому возить понтифика. Договорились о компромиссе: в Регенсбург он приехал на Audi, а по Мюнхену его катали на БМВ. Представители Aidi тогда утверждали, что в автоиндустрии важна не столько сама машина, сколько то, кто ей пользуется.

  
Папа римский Павел II во время поездки в США. Фото: Thomas J. O'Halloran/U.S. News & World Report Magazine из архива библиотеки Конгресса США

С этим нетрудно согласиться после нашумевшей истории с обыкновенным VW Golf. В мае 2005 года машина этой марки, некогда принадлежавшего кардиналу Йозефу Ратцингеру (Josef Ratzinger), нынешнему папе римскому Бенедикту XVI, была продана на электронном аукционе eBay за 190 тысяч евро. 22-летний житель немецкого города Ольпе Беньямин Хальбе назвал эту продажу «сделкой своей жизни». Когда Хальбе покупал в январе 2005 года этот автомобиль (всего за 4 тысячи евро), предыдущий владелец машины сказал, что этот Гольф — «с духовным благословением». Позднее Хальбе узнал, что изначально машина принадлежала кардиналу Ратцингеру. Лишь тогда он понял, что означали слова о благословении. В январе никто не подозревал, что Ратцингер станет столь знаменитым. Ажиотаж вокруг этих торгов оказался столь велик, что новые владельцы, прежде чем отправить Гольф папы за океан, устроили ему прощальный тур по всей Германии.

Несмотря на эксклюзивность и особенный подход в создании папамобилей, не обходится и без изъянов. Так, во время визита Бенедикта XVI в Кельн сломался миниэскалатор, поднимающий главу Ватикана в его прозрачный купол. Тогда лестницу спешно заменили на деревянный короб и одеяло. Ничто не совершенно в этом суетном мире. Даже машина папы римского!

Константин Куц, 24.12.2007

 

Новости партнёров