№ 3 2005 года

№ 3 2005 года

В этой маленькой корзинке есть помада и духи: говорящие деревья; дрессированные барабашки; кот-инопланетянин; демон, торгующий оружием; неандерталка, оплодотворенная сексотом.

Действующая гипношкола атлантов, или даже кого-то подревней; железнодорожный состав, мчащийся по Европе мимо рельсов и границ; взорванный московский Кремль. Счастливое будущее без войн, типа коммунизм; страшное будущее, наподобие внезапной победы исламского фашизма; тревожное настоящее с бандитскими разборками; смешное настоящее с невежеством и воровством; и странная-престранная загробная жизнь — сплошь из отрывков обычной реальности, но сложенных в каком-то другом порядке.

Трагифарс, он же — апокалиптическая притча. Комический боевик с дьявольщинкой. Философский детектив. Педагогическая поэма. Плюс теория придуманных империй.

Что угодно для души. Очередная порция литературы невозможного. Стоящей на том, что невозможного нет. Что правдоподобие — не критерий ценности, а часто — враг занимательности. Все, имеющее быть рассказанным, обладает чем-то вроде бытия.

Небылицы в лицах. Скоропись воображения: сюжет передвигается прыжками, глотая обстоятельства целыми звеньями. От причин к последствиям и обратно. Не обращая внимания на работу всяческих приводных механизмов.

Все дело, видите ли, в том, чтобы создать ожидание непредсказуемой развязки. Это вам не жизнь — где, наоборот, события большей частью предсказуемы, но наступают почему0то когда не ждешь, причем никакое из них не прекращает течения остальных.

Жизнь пользуется исключительно запятыми да двоеточиями. Точка — сугубо литературный прием.

А любимая наша — игра разогнуть вопросительный знак: пусть восклицает.

То есть присутствующие здесь авторы, как правило, не просто балуются повествовательной магией — разными эффектами ложнотекущего времени, — а создают иносказательные смыслы. Чтобы, значит, вывести на поверхность силы, действующие в непостижимой глубине. Исторические, космические, подсознательные, потусторонние силы. Злые или просто аморальные, в любом случае — опасные.

Нас потихоньку предупреждают, слегка пугают, помаленьку поучают, уверенно смешат— развлекают, короче, изо всех сил.

Плотный такой томина нескучных, да еще и приличных текстов — чего еще надо человеку на случай паузы в житейском распорядке? Скажем, для поездки в электричке на дачу и обратно — самое то.

Дежурный по номеру: Самуил Лурье

Содержание номера

Истории, образы, фантазии

  • Алексей Лукьянов. Мичман и Валькирия. Повесть
  • Валерий Брусков. Дар Мефистофеля. Рассказ
  • Яков Ланда. Картинки с выставки. Science fiction farce
  • Геннадий Прашкевич. Дыша духами и туманами. Повесть
  • Александр Резов. Изнанка. Рассказ
  • Евгений Лукин. Чудотворцы. Отрывки из цикла
  • Александр Чураев. Задержи дыхание. Повесть

Личности, идеи, мысли

  • Святослав Логинов. «Когда человечество решит все проблемы, ему останется только умереть»
  • Алан Кубатиев. «Что дали ему Византии орлы золотые?..» Раздумья над столом, замусоренным книгами
  • Аркадий Рух. К вопросу об определении понятия «Фантастика»