№ 1 2005 года

№ 1 2005 года

О том, какое место должна занимать оригинальная идея в фантастическом произведении, спорят уже давно. В 60-е годы такие авторы и теоретики фантастики, как Генрих Альтов и Павел Амнуэль, отстаивали примат идеи над всеми другими «кирпичиками», из которых строится хорошая фантастика. Отсюда, в частности, и выросли такие методики, как ТРИЗ и РТВ. Братья Стругацкие, с другой стороны, в своих статьях обычно подчеркивали, что главное в фантастике — не столько оригинальная идея, сколько другие литературные составляющие — образы героев, сюжет, стиль, достоверность описываемого мира. Но при этом идеи, положенные в основу повестей самих АБС, были, как правило, отменно хороши и практически всегда — оригинальны.

Известная поговорка про то, что идеи, мол, носятся в воздухе, на самом деле сильно лукавит. Может, они и носятся — но как? Стаями, как журавли в небе? Или идея подобна синице, которая, прежде чем попасть к нам в руки, перепрыгивает на подоконник, нацеливаясь на разбросанные крошки? Но тогда — кто эти крошки разбрасывает?

Чем больше новых фантастических книг появляется на прилавках, тем громче становятся разговоры о нехватке свежих идей, даже о «кризисе» оных. Будет ли выход из этого «кризиса»? каким он станет? — вопросы, на которые пока никто не может дать ответа. Но, наверное, не случайно в последнее время так популярны сетевые конкурсы рассказов типа «Рваной грелки» или «Самиздата», в которых темы для придумывания новых идей и сюжетных поворотов заданы изначально.

Бывает и с писателями известными, что оригинальную идею, могущую стать толчком для создания нового произведения, подсказывает им кто-то извне. С одним из примеров такого рода вы можете познакомиться на страницах этого номера «Полдня» — это повесть Александра Житинского «Спросите ваши души». Возможно, вам покажется небезынтересным сравнить это произведение с повестью Сергея Лукьяненко «Кредо», напечатанной в майском номере журнала «Если» за прошлый год. Смею заверить: оба писателя отталкивались от одной и той же первоначальной идеи (как она попала к ним — отдельная и довольно забавная история), тем не менее, повести у них получились совершенно разные. Обе — хорошие. Но каждая — по-своему.

Вот такие любопытные сюжеты подбрасывает нам порою сама жизнь.

Дежурный по номеру: Андрей Чертков

Содержание номера

Истории, образы, фантазии

  • Александр Житинский. Спросите ваши души. Повесть
  • Михаил Кондратов. Добро, зло и выгода. Взрослая сказка
  • Андрей Павлухин. Передвиньтесь, пожалуйста. Рассказ
  • Мерси Шелли. Саламандра. Наска. Рассказы
  • Владимир Гугнин. Переход на зимнее время. Рассказ
  • Алексей Лукьянов. Старый друг господина Свантессона. Рассказ
  • Владимир Данихнов. Милосердие. Рассказ
  • Николай Горнов. "Мастер по ремонту крокодилов..." Повесть
  • Сергей Стрелецкий. Моривасэ Моногатари. Миниатюры
  • Николай Васильев. Побочный эффект. Рассказ
  • Аркадий Шушпанов. Тот, в котором я. Рассказ
  • Юрий Косоломов. Цепицентр. Рассказ
  • Наталья Резанова. Цапля. Спящая. Рассказы
  • Максим Дегтярев. Привилегия. Рассказ

Личности, идеи, мысли

  • Александ Житинский. "Следует жить! "
  • Станислав Бескарвайный. Возможный бунт машин и методы борьбы с ним
  • Сергей Соловьев. Контратака мельниц