Что помогает пингвинами надолго оставаться под водой?

26 марта 2021

Американские исследователи нашли объяснение способности пингвинов подолгу находиться под водой. Как оказалось, этому способствует гемоглобин. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Что помогает пингвинами надолго оставаться под водой?

Как выяснили ученые, способность к нырянию у пингвинов в крови в буквальном смысле. По сравнению с другими птицами, кровь пингвинов содержит больше гемоглобина. Этот белок переносит кислород из легких в различные ткани. По мнению специалистов, именно большое количество гемоглобина способствует продолжительному пребыванию под водой. Например, императорские пингвины во время охоты на рыбу и кальмаров могут задерживать дыхание более чем на 30 минут.

В новом исследовании ученые проследили за эволюцией гемоглобина. Для этого они сравнили два типа этого белка. Первый был характерен для общего предка всех видов пингвинов, жившего 20 миллионов лет назад. Второй оказался еще более древним — около 60 миллионов лет назад. Он принадлежал общему предку пингвинов, альбатросов, буревестников и других морских птиц. Ученых интересовали различия в составе и строении гемоглобина, появившиеся после того, как пингвины научились нырять.

Сложнейшее моделирование и дальнейшие эксперименты показали, что гемоглобин общего предка пингвинов захватывал кислород более эффективно и быстро, чем это делал гемоглобин у предков пингвинов и альбатросов, которые еще не научились нырять.