Ученые объяснили, почему елка всегда зеленая

27 декабря 2020

Ученые нашли ответ на вопрос, почему хвойные деревья круглый год остаются зелеными. Причина — в коротком цикле фотосинтеза, на который они переходят зимой. Открытие сделали биологи из Университета Умео в Швеции совместно со специалистами из Канады и Нидерландов.

Ученые объяснили, почему елка всегда зеленая

Зимой световая энергия поглощается молекулами зеленого хлорофилла, но не используется в последующих реакциях фотосинтетического механизма, поскольку низкие температуры останавливают большинство биохимических реакций. При ярком солнце и низких температурах избыток световой энергии может повредить белки фотосинтетического механизма. Поэтому большинство деревьев сбрасывают листья на зиму.

Но у сосны или ели фотосинтетический аппарат устроен особым образом, благодаря чему их хвоя остается зеленой в течение всего года. Исследователи уточняют, что в течение трех сезонов они наблюдали за соснами на севере Швеции. Хвойные деревья, приспособившиеся к холодам, сыграли важную роль в выживании человечества. Без них наши предки не освоили бы северные земли, поскольку именно деревья шли на строительство и отопление домов.