Похожий на ВИЧ вирус удалось удалить из генома приматов

3 декабря 2020

Ученые из Медицинской школы Льюиса Каца при Университете Темпл (США) успешно отредактировали вирус иммунодефицита обезьян (SIV) , сделав заметный шаг вперед в исследованиях ВИЧ и приблизившись к созданию лекарства от инфекции. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications .

Похожий на ВИЧ вирус удалось удалить из генома приматов
Sylvain Cordier / Contributor / Getty Images

Ученые объясняют, что вирус иммунодефицита обезьян очень похож на ВИЧ. Особенность обоих вирусов — они встраивают свою ДНК в геном клетки-хозяина. Именно поэтому с SIV и ВИЧ (HIV) так трудно бороться.

Чтобы найти лекарство от инфекций, исследователи разработали конструкции редактирования генов CRISP-Cas9 . Эксперименты в клеточной культуре подтвердили, что инструмент редактирования отделяет интегрированную ДНК SIV в правильном месте от ДНК клетки-хозяина. При этом риск задеть другие гены минимален.

Для доставки «молекулярных ножниц» к клетке ученые упаковали конструкцию в аденоассоциированный вирус (AAV9) и ввели его внутривенно трем инфицированным SIV макакам-резусам. Через три недели исследователи сравнили образцы крови и тканей животных с образцами макак, также инфицированных SIV , но не получавших лечения.

Результаты показали, что геном SIV был удален из инфицированных клеток у первой группы. «Мы впервые показываем, что одно введение нашей конструкции для редактирования генов CRISPR , переносимой аденоассоциированным вирусом, может вырезать геном SIV из инфицированных клеток макак-резусов», — подчеркнул один из авторов исследования Камель Халили (Kamel Khalili ). Ученые надеются продолжить работу над программой, чтобы в перспективе использовать данный метод для лечения ВИЧ.