Найдены древнейшие норы морских организмов

18 сентября 2020

Исследователи из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН совместно с коллегами из Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН обнаружили системы нор раннекембрийских морских организмов. Уже около 540 миллионов лет назад обитатели морского дна начали зарываться в осадок в поисках пищи. Результаты исследования опубликованы в журнале Precambrian Research .

Найдены древнейшие норы морских организмов

Исследователи выяснили, что уже с самого начала кембрийского периода достаточно крупные (более одного миллиметра в диаметре) организмы начали активно зарываться в осадок на глубину 7–10 сантиметров. Возможно, такая необходимость возникла потому, что в приповерхностных условиях конкуренция за пищевые ресурсы среди обитателей морского дна была уже достаточно высокой.

Для установления состава стенок нор использовалась сканирующая электронная микроскопия. Как оказалось, они выполнены пиритом, который формировался в результате восстановления сульфатов по периметру нор специфическими бактериями в обедненных кислородом или вообще бескислородных условиях.

«Похожие норы были найдены в Бразилии, а наши — на северо-востоке Сибирской платформы (река Оленёк, Якутия). Вообще, не следует считать, что эти норы какие-то специфические, распространенные только в этих регионах. Скорее всего, то же самое наблюдалось в это же время повсеместно, но, чтобы их обнаружить, нужна специфическая сохранность, контраст между составом норы и вмещающей породой и томограф», — говорит старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Василий Марусин.