Ученые нашли полезное применение хризантемам

25 мая 2020

Специалисты из России и Израиля перенесли гены полыни в геном хризантем, что стало первым шагом на пути к созданию российского лекарства от малярии. Об этом сообщает пресс-служба Российского научного фонда (РНФ) со ссылкой на статью в научном журнале Plants .

Ученые нашли полезное применение хризантемам

Долгое время считалось, что малярия на территории бывшего СССР и стран Европы ликвидирована. Однако на рубеже веков вспышки малярии стали появляться повторно — сначала в Таджикистане и других среднеазиатских республиках, а потом в Московской области и других регионах России. Это поставило перед отечественными исследователями вопрос о создании российского препарата для борьбы с этой болезнью.

Ученые создали новый трансгенный сорт хризантем, которые могут производить молекулы артемизинина. Сейчас это самое эффективное средство для уничтожения малярийного плазмодия. Артемизинин хорошо подавляет малярию, однако производить его довольно дорого, поскольку полынь растет в очень специфических условиях.

Российские ученые выяснили, как можно ускорить производство этого вещества и удешевить его. Исследователи вставили четыре гена полыни в хризантему — еще одного растения из семейства астровых. Как показали последующие наблюдения, трансплантация генов завершилась успешно. Все участки ДНК интегрировались в геном хризантемы, в результате чего хлоропласты ее листьев начали производить немного молекул противомалярийного препарата.

Теперь ученые работают над тем, чтобы увеличить количество артемизинина в листьях хризантем. Также предстоит разработать эффективный способ выделения молекул артемизинина из растений. В случае успеха появится возможность создать первый российский противомалярийный препарат.