Ученые объяснили, как динозавры научились летать

7 мая 2019

Согласно новому исследованию специалистов из Университета Цинхуа в Пекине, двуногие динозавры могли научиться махать крыльями до того, как научились летать. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на вопрос о происхождении птичьего полета.

Как динозавры научились летать

С момента обнаружения в 1861 году ископаемых останков археоптерикса (вымершее позвоночное, занимающее по морфологии промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами) ученые спорят о том, как развивалась у животных способность летать. Ранее считалось, что первые крылатые существа научились планировать с деревьев. Однако в последнее время набирает популярность другая гипотеза, согласно которой активный полет мог возникнуть без промежуточной фазы планирования по воздуху.

Чтобы изучить этот вопрос, ученые обратились к самому примитивному виду нелетающих динозавров, имевших покрытые перьями крылья, — каудиптериксу (лат. Caudipteryx) . Предыдущие исследования показали, что этот небольшой динозавр весил около пяти килограммов и при беге развивал скорость до восьми метров в секунду. Крылья каудиптерикса были слишком коротки и не приспособлены для полета.

Исследователи использовали математическую модель для анализа механических эффектов бега на различные части тела Caudipteryx . Эти расчеты показали, что скорость движения от 2,5 до 5,8 метра в секунду создавала колебания тела, которые заставляли бы динозавра взмахивать крыльями. Чтобы проверить расчеты, ученые создали робота каудиптерикса в натуральную величину, который мог бегать с разной скоростью. Также провели эксперимент со страусом, которого снабдили искусственными крыльями. В обоих случаях было заметно, как крылья покачиваются при беге, причем более длинные и большие крылья обеспечивали большую подъемную силу.

По мнению ученых, эти непроизвольные движения крыльев во время бега стали первыми предвестниками полета. Ученые считают, что на данном этапе подобных колебательных движений было недостаточно, чтобы поднять динозавра в воздух. Однако способность взмахивать крыльями могла развиться значительно раньше, чем планирование по воздуху.