Считавшаяся утраченной кость стала чаще встречаться у человека

24 апреля 2019

Фабелла коленного сустава считалась утраченной в ходе эволюции. Однако за последние сто лет эта небольшая кость все чаще встречается у людей. Как отмечают авторы исследования, это следует учитывать медикам, к которым обращаются пациенты с жалобами на боль в колене.

Считавшаяся утраченной кость стала чаще встречаться у человека

Считается, что человеческий скелет состоит из 206 костей. Однако их может быть и 208. Небольшие кости в задней части колена были потеряны в ходе ранней эволюции человека, но теперь становятся все более распространенными, сообщают исследователи в Journal of Anatomy . Специалисты из Имперского колледжа Лондона изучили данные более 21 тысячи исследований колена за последние 150 лет. В период между 1918 и 2018 годами фабелла стала более распространенной как минимум в три раза. В 1918 году кость была найдена всего у 11% населения мира, а в 2018 году — у 39%.

«Люди сегодня лучше питаются, то есть мы стали выше и тяжелее, — отмечает ведущий автор исследования Майкл Бертом (Michael Berthaume) . — Берцовые кости стали длиннее, икроножные мышцы увеличились. Эти изменения увеличили нагрузку на колено. Это могло бы объяснить, почему фабеллы сейчас более распространены, чем раньше».

Функция фабеллы неизвестна. Возможно, она играла определенную роль в работе икроножной мышцы, но исчезла в ходе эволюции. Ученые предполагают, что она может помочь уменьшить трение внутри сухожилий, перенаправляя мышечные силы или, как в случае с коленной чашечкой, увеличивая механическую силу мышцы. Очень часто наличие фабеллы связано с болью в колене. У людей с остеоартритом фабелла встречается в два раза чаще. «По мере того как мы эволюционировали, мы, похоже, потеряли потребность в фабелле, — добавляет Бертом. — Теперь она просто вызывает у нас проблемы. Но интересный вопрос в том, почему она возвращается».