Ученые вырастили в лаборатории сеть кровеносных сосудов

22 января 2019

Специалистам из Университета Британской Колумбии (Канада) впервые удалось вырастить в лаборатории кровеносные сосуды человека.

Ученые вырастили в лаборатории сеть кровеносных сосудов

Система искусственных кровеносных сосудов, практически идентичных настоящим, в перспективе может быть использована для поддержания жизни людей, страдающих диабетом. Это заболевание приводит к аномальному утолщению кровеносных сосудов и образованию так называемой базальной мембраны. В результате передача кислорода и питательных веществ клеткам и тканям ухудшается и может возникнуть ряд проблем со здоровьем, в том числе почечная недостаточность, слепота, сердечные приступы и инсульт.

Специалисты научились превращать стволовые клетки в «органоиды» — искусственные клеточные системы, которые имитируют характеристики органов или тканей. Поместив выращенные в лаборатории кровеносные сосуды в чашку Петри, имитирующую «диабетическую среду», ученые наблюдали образование базальной мембраны, то есть искусственные сосуды вели себя так же, как человеческие. После этого ученым удалось обнаружить химическое соединение, которое могло бы предотвратить это утолщение: ингибитор фермента γ -секретазы.

По мнению авторов исследования, подавление γ -секретазы может быть эффективным при лечении диабета. В перспективе выращенные в лаборатории сосуды могут найти применение не только при лечении диабета, но и таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт и рак, а также при заживлении ран.