В Арктике обнаружены отпечатки теплолюбивых ископаемых растений

6 декабря 2018

Специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН обнаружили на острове Сардах в устье реки Лены четкие отпечатки листьев платана, бука, ольхи, ивы и плода магнолии.

В Арктике обнаружены отпечатки теплолюбивых ископаемых растений

В наши дни широколистные платаны растут только в теплых широтах: в Средиземноморье, Юго-Восточной Азии и Северной Америке. Обнаружение отпечатков листьев этого растения за полярным кругом стало для ученых большой неожиданностью.

«До этого в отложениях разреза острова Сардах находили только минерализованные, обугленные древесные остатки и шишки хвойных, а также плоды американского серого ореха, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя Ирина Хазина. — Отпечатки листьев широколиственных деревьев в данном регионе еще никто не обнаруживал, это действительно уникальная находка».

Возраст обнаруженной листовой флоры — около 11,6–23 миллионов лет. По мнению научного сотрудника лаборатории микропалеонтологии Леонида Хазина, наиболее подходящие условия для произрастания широколиственных деревьев в регионе сложились около 16 миллионов лет назад, когда климат в Арктике был достаточно теплым для существования растительности подобного типа.

Местонахождения ископаемых теплолюбивой флоры в Арктике известны из отложений более древнего палеоцен-эоценового возраста (около 65–55 млн лет назад), когда климат на планете был благоприятным настолько, что даже на территории севера современной Якутии произрастали субтропические леса с пальмами и секвойями. Однако в более молодых отложениях в евразийской части так далеко за полярным кругом, отпечатки листовой флоры не находили. До сих пор они описаны только из неогена Дании, Великобритании, Исландии, Аляски, о. Бэнкс (Канадский арктический архипелаг).

По словам старшего научного сотрудника лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя кандидата геолого-минералогических наук Ольги Борисовны Кузьминой, хвойная тайга возникла в Арктике в период между 10 и 4 млн лет назад, когда климат стал значительно холоднее. Лишь позднее она сменилась привычными нам тундровыми ландшафтами.