Жизнь в лавовой трубе: зачем древние скотоводы Аравии уходили под землю?

Люди тысячелетиями прятались в естественных укрытиях и рисовали на стенах животных

19 апреля 2024

PLOS One

Международная группа археологов, проводившая масштабные раскопки на северо-западе Саудовской Аравии, впервые обнаружила свидетельства присутствия древнего человека в лавовой трубе Умм-Джирсан. Причем люди, по-видимому, заселяли этот подземный туннель множество раз с неолита до бронзового века (в период от 10 тысяч лет назад до 3500 лет назад). Анализ наскальных рисунков и останков показал, что пещеру, скорее всего, использовали скотоводы, когда перегоняли своих животных между оазисами. Исследование опубликовано в PLOS One.

PLOS One

По словам специалистов, жизнь древних народов Аравии сложно изучать, так как в засушливых условиях пустыни плохо сохраняются археологические комплексы и органические остатки. У исследователей крайне мало данных о культуре, обычаях и эволюции сообществ людей в этом регионе. Поэтому ученые переключились на изучение подземных и закрытых сооружений, таких, как пещеры и лавовые трубы, которых много, к примеру, на вулканическом поле Харрат-Хайбар в 125 километрах севернее Медины. Там потенциально могли сохраниться следы деятельности людей.

В новом исследовании команда обнаружила такие следы в лавовой трубе в пещере Умм-Джирсан на территории Харрат-Хайбара. Наскальные рисунки в ней изображают крупный рогатый скот, овец, коз, собак и других одомашненных животных, что говорит об использовании пещеры скотоводами. Также они проливают свет на состав стад и обычаи животноводства в этом регионе в новом каменном веке.

Картину древнего образа жизни дополняют данные изотопного анализа останов животных и людей, также найденных в лавовой трубе. Ученые установили, что домашний скот в основном питался дикорастущими травами и кустарниками. Люди же изначально употребляли больше белковой пищи, но постепенно в их рационе становилось все больше растительной еды. По словам археологов, это указывает на появление и развитие оазисного земледелия.

PLOS One

Результаты исследования показали, что было множество повторяющихся фаз заселения лавовой трубы человеком в течение семи тысяч лет. Авторы предполагают, что Умм-Джирсан располагалась вдоль пастбищного маршрута, соединяющего ключевые оазисы.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.shh.mpg.de/person/109668/1437297">Мэтью Стюарт</a></p>

«Это место, вероятно, служило не постоянным домом, а важной перевалочной точкой на маршрутах пастухов, связывая их оазисы и способствуя культурному обмену, торговле».

Для людей, выживавших в засушливых условиях Аравии, лавовые трубы и другие естественные укрытия, вероятно, становились важным ресурсом. Археологи рассчитывают, что в дальнейших исследованиях такие места будут богатым источником исторической информации об освоении человеком этого непростого региона. Лавовые трубы и пещеры служат своего рода окном в древнее прошлое Аравии, говорят ученые.

Тем временем китайские ученые недавно предложили использовать лавовые трубы на Луне для строительства базы под землей. Они говорят, что такие туннели будут надежными и безопасными жилищами для первых поселенцев.