Сколько нужно клетчатки, чтобы существенно снизить риск болезни Альцгеймера?

Недорогие и легкодоступные средства, регулирующие работу кишечника, могут стать эффективной профилактикой деменции

25 марта 2024

Команда ученых из Королевского колледжа Лондона обнаружила, что добавки с пищевыми волокнами (клетчаткой) могут значительно улучшить когнитивные функции у пожилых людей. В исследовании приняли участие более 30 пар близнецов, чтобы исключить различия, связанные с генетическими факторами.

Сколько нужно клетчатки, чтобы существенно снизить риск болезни Альцгеймера?

Результаты после приема обычных пребиотиков показывают, что недорогие и легкодоступные средства, регулирующие работу кишечника, могут стать эффективной профилактикой деменции, в том числе наиболее распространенной ее формы — болезни Альцгеймера. Исследование опубликовано в Nature Communications.

Известно, что клетчатка важна для работы нашего желудочно-кишечного тракта, и ее наличие в рационе необходимо. Пищевые волокна помогают нормализовать пищеварительный процесс, перистальтику, поддерживают нормальную микрофлору кишечника и выводят из организма токсины, шлаки и другие опасные вещества.

Исследования показывают, что употребление клетчатки также снижает риски ожирения, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых видов онкологии.

В предыдущих работах ученые также выявили положительное влияние клетчатки на мышечную силу и когнитивные способности у стареющего населения. С возрастом микробиом кишечника становится более уязвимым для патогенов и побочного действия лекарств.

Ученые предположили, что, возможно, пищевые волокна помогают ему восстанавливать свои защитные функции. В новом исследовании авторы решили проверить, может ли кишечная микробиота стать «гибкой терапевтической целью» для профилактики или даже обращения вспять возрастных нарушений функций мозга.

Специалисты департамента исследований близнецов и генетической эпидемиологии Колледжа пригласили для участия в эксперименте 36 пар близнецов (72 человека) старше 60 лет. Так как генетические факторы тоже влияют на физические и когнитивные изменения в старости, то ученые таким образом максимально исключили влияние генетики. В течение 12 недель одна половина участников получала плацебо, а вторая – пребиотические добавки с клетчаткой.

Также добровольцы выполняли серию когнитивных тестов, которые оценивали зрительную память и усвоение новых знаний. Эти показатели считаются самыми ранними маркерами патологических изменений в мозге при болезни Альцгеймера. По результатам, у группы, принимавшей пребиотики, в процессе исследования снижалось количество ошибок в тестах и значительно улучшалась память.

Сколько нужно клетчатки, чтобы существенно снизить риск болезни Альцгеймера?

Авторы и их коллеги называют результаты «захватывающими», однако, отмечают, что наши знания о связи кишечника и мозга, и том, как работает «эта ось» — еще очень малы. Ученые только начинают разбираться в этом.

Еще одно недавнее исследование, к примеру, продемонстрировало, что микробиота кишечника влияет на состояние тревоги, депрессии и другие психические расстройства у людей. А днем ранее лондонской команды, их испанские и итальянские коллеги опубликовали свои выводы о том, что клетчатка снижает риск когнитивных нарушений на 30% у людей с аллелем гена APOE-ɛ4, то есть с генетической предрасположенностью к Альцгеймера.

Vokrugsveta.ru недавно рассказывал о том, какой вид йоги помогает предотвратить болезнь Альцгеймера.