Шмыгала под ногами у динозавров: на Аляске нашли древнюю «ледяную мышь»

Это существо было таким маленьким, что исследователи чуть не проморгали окаменелости размером с песчинку

20 сентября 2023
Шмыгала под ногами у динозавров: на Аляске нашли древнюю «ледяную мышь»
С такими соседями приходилось сосуществовать «ледяной мыши» на формации Принс-Крик
Andrey Atuchin via Wikimedia Commons

Больше 70 миллионов лет назад по территории нынешней Аляски бродили динозавры. В то время район, где была сделана новая находка, находился далеко за Полярным кругом. В течение четырех месяцев там царила постоянная темнота, температура опускалась ниже нуля, периодически шел снег. Однако такие неприветливые условия, похоже, идеально подходили крошечному грызуноподобному существу, похожему на арктическую землеройку.

Формация Принс-Крик богата окаменелостями динозавров. Ранее ученые обнаружили в этом районе 13 видов «ужасных ящеров», включая родственников тираннозавра и трицератопса. А теперь здесь нашли окаменелые останки миниатюрного млекопитающего — длиной не больше десяти сантиметров и весом около 11 граммов.

Это существо, самое маленькое из когда-либо обнаруженных в формации Принс-Крик позвоночных, получило название Sikuomys mikros, что можно примерно перевести как «ледяная мышь». О находке ученые сообщили в журнале Journal of Systematic Palaeontology.

Eberle et al.

Новый вид млекопитающих был описан по зубам. Когда палеонтологи находят окаменелости, они также собирают часть осадка вокруг них, смывают мельчайшие частицы грязи, не дают потеряться более крупным фрагментам, а оставшиеся обломки просматривают под микроскопом.

Именно так исследователи из Колорадского университета в Боулдере обнаружили более дюжины зубов размером от 1 до 1,5 мм, найденные в трех разных местах. Заметить на раскопе такие окаменелости размером с песчинку или горчичное зерно было бы вряд ли возможно.

Eberle et al.

Находка определенно намекала на открытие нового вида. «Хозяина» окаменелостей обычно помогают определить другие кости скелета. Но в случае с «ледяной мышью» рядом не оказалось ни черепа, ни других костей. Тем не менее исследователи предположили, что это дальние родственники современных землероек и полевок. В спячку они, скорее всего, не впадали, а питались всем, во что могут вонзить зубы, в том числе жуками и червяками.

В своей работе исследователи также отметили, что среди современных млекопитающих животные с большей массой тела, как правило, живут в более высоких широтах и в более холодном климате. Зачастую они накапливают жир, который помогает им пережить холодные месяцы, когда еды мало. Но Sikuomys mikros этой тенденции, похоже, не соответствовал.

Ученые установили, что у него определенно были родственники из южных регионов, и они были примерно в три-пять раз крупнее этой крохи, что обитала на Аляске. Из этого палеонтологи сделали вывод, что крошечное тело — эволюционная адаптация. Вероятно, этому поспособствовало то, что чем ты меньше, тем меньше еды тебе нужно для выживания.