Самая короткая жизнь: что за существо живет от нескольких минут до 24 часов?

И за этот срок крошечные создания ни разу не едят!

11 сентября 2023
Самая короткая жизнь: что за существо живет от нескольких минут до 24 часов?
Steffen Schellhorn

Мы бы могли предположить, что меньше всего живут слишком надоедливые комары, но их продолжительность жизни зависит от случая и изворотливости. В то же время на Земле обитают такие животные, чья жизнь впечатляет своей мимолетностью.

Хотя исследователи до сих пор не договорились, какое именно животное живет меньше всех (по крайней мере, из-за того, что еще не все виды нам известны), у них есть явный кандидат на эту роль, — поденки. Эти водные насекомые вылупляются из яиц в виде нимф и живут под водой до двух лет, после чего у них развиваются крылья для заключительных стадий жизненного цикла, субимаго и имаго. В своей крылатой форме поденки живут не дольше 24 часов, а некоторые и вовсе 5 минут.

Большинство видов поденок переходят из воды на сушу и воздух на стадии субимаго, а затем размножаются на стадии имаго. У них нет ни функционального рта, ни пищеварительной системы ни на одной из стадий — они живут за счет энергетических запасов, накопленных в детстве.

Отвечая на вопрос, почему поденки живут так мало, профессор эволюционной биологии в Университете Юты-Вэлли Хит Огден рассказал изданию Live Science, что сама эволюция, работая над этой линией насекомых, обнаружила, что проводить больше времени в роли нимфы было действительно хорошей стратегией.

Хит Огден

«Похоже, эволюция решила, что, будучи нимфами, они сделают все, что нужно, с точки зрения сбора питательных веществ, а во взрослом возрасте они — всего лишь механизмы для полета, размножения и откладывания яиц».

Выходит, что поденки просто созданы для того, чтобы размножиться и прославиться как животные с самой короткой продолжительностью жизни. Это для людей ученые придумали диету, которая увеличивает продолжительность жизни, а поденкам она не то что не поможет — она им не нужна.