Пальма в пробирке: посмотрите, как два вируса объединяются против иммунитета человека

Ученые впервые понаблюдали за «союзом» гриппа и RSV

31 октября 2022
Nature Microbiology

Команда исследователей из Университета Глазго (Великобритания), проводя эксперименты «в пробирке», впервые обнаружила, что вирус гриппа А и респираторный синцитиальный вирус (RSV) умеют сливаться друг с другом, образовывая вирусный гибрид. Статья ученых опубликована в журнале Nature Microbiology.

Предыдущие исследования показали, что вирус гриппа обычно заражает клетки трахеи, горла и носа, а RSV-вирус — глотки и легких. Поскольку в Западном полушарии, с приближением сезонной эпидемии гриппа, наблюдается рост случаев заражения RSV-вирусом, исследователи заинтересовались: что происходит, когда человеку так не везет, что он заражается обоими вирусами одновременно?

Ученые поместили в «чашку Петри» клетки легких человека, добавили туда образцы вируса гриппа и RSV-вируса, и наблюдали за происходящим. Оказалось, что после проникновения в клетки вирусные частицы обоих типов сливаются в одну, гибридную. По своей форме гибридный вирус напоминает пальму, где RSV-вирус — это ствол, а частицы вируса гриппа формируют «листву».

«Такой тип гибридного вируса до сих пор никогда не был описан, — пояснил в комментарии для газеты The Guardian один из авторов исследования профессор Пабло Мурсиа.

Пабло Мурсиа

«Вирусы из двух совершенно разных семейств объединяют свои геномы и внешние белки, в результате чего получается совершенно новый тип вирусного патогена».

Наблюдения за «пальмой» показали, что гибридный вирус вполне способен заражать клетки легких, причем ему не страшны атаки иммунных антител к вирусу гриппа, которые обычно успешно останавливают распространение инфекции.

Хотя антитела все еще блокируют белки вируса гриппа на поверхности гибрида, тот просто использует для инфицирования клеток белки RSV-вируса и остается неуязвимым для иммунитета. Профессор Мурсиа сравнил гибридный вирус с троянским конем, с помощью которого грипп уходит от иммунной системы.

Исследователи предполагают, что гибрид способен поражать более широкий спектр клеток, чем каждый из вирусов по отдельности, а также вызывать тяжелую вирусную пневмонию. Однако, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения, необходимо выяснить, формируется ли подобный гибрид непосредственно в организме человека, или этот эффект наблюдается только «в пробирке».