Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска

Главный инструмент учителя постоянно развивается, чтобы соответствовать новым требованиям образования

16 апреля 2024
От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

На протяжении тысячелетий школьная доска была верным спутником образования. Педагог истории и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Альфия Ибрагимова рассказала, как история школьных досок отражает пути прогресса.

Преподаватель Национального социально-педагогического колледжа

Шумерские таблички: первые хранители школьных знаний

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска

Шумерская школьная табличка. Государственный Эрмитаж

Источник:

Legion Media

Первые упоминания о применении школьных досок в учебном процессе ведут нас в древний Шумер — это историческая область на юге Месопотамии, которая существовала примерно с IV по II тысячелетие до н.э. (ныне территория Ирака). Шумеры были одними из первопроходцев в изобретении письменности. У них не был распространен тростник, из которого египтяне делали свой знаменитый папирус. Зато в Междуречье было достаточно глины. На мягком материале легко писать, а обожженная глина становится очень прочной, поэтому учителя использовали глиняные таблички для обучения письму и чтению.

Грифельные, или аспидные, доски

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска

«Девочка с аспидной доской». Художник Альберт Анкер, 1875

Источник:

Wikimedia Commons

Первые письменные упоминания о школьных досках появились в XIV веке. На тот момент они были именно грифельными, или, как их называли по-другому, аспидными. Грифельная доска — это пластина из сланца, на которой школьники когда-то писали первые буквы. Получила свое название из-за материала, черного твердого сланца — аспида.

В XIX веке каждый школьник мог похвастаться наличием грифельной доски в своем арсенале для записей. Писали на них грифелем, а стирали записи тряпкой. Для проверки написанного учителю необходимо было подходить к каждому ученику.

В такой ситуации отсутствовало главное — большая общая доска, которой мог бы воспользоваться учитель при объяснении заданий и проверке знаний учеников. Однако с ростом числа обучающихся в классе это стало необходимостью.

Меловая доска: школьная классика

В начале XIX века в образовании произошла революция благодаря шотландскому учителю Джеймсу Пиллансу, который создал первую большую школьную доску. Его прагматичная идея заключалась в объединении множества маленьких досок в одну крупную, чтобы дать ученикам возможность рисовать карты на более пространственной поверхности.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Николай Богданов-Бельский «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского»
Источник:

Wikimedia Commons

Используя мел и разработав свой рецепт для цветного мела, Пилланс значительно улучшил способы обучения. Этот опыт оказался успешным, предоставив учителям возможность эффективнее обучать детей. Благодаря этому событию в начале XIX века началась эпоха школьных меловых досок, которые стали неотъемлемой частью учебного процесса. Меловая доска пришла вслед за грифельной и стала символом образования, прочно укоренившись в педагогической практике.

Школьные доски в процессе развития прошли через интересные изменения. В отличие от грифельной доски, меловая изготавливалась из дерева, металла или стекла и покрывалась эмалью. В процессе изготовления школьных досок первоначально на их деревянную поверхность наносилась черная эмаль. Производители старались обеспечить наилучшую видимость надписей, написанных белым мелом на черном фоне.

Со временем цвет досок начал меняться из-за технических сложностей: яркий солнечный свет делал текст на доске трудночитаемым, а после стирания оставались яркие разводы, затрудняющие дальнейшее использование доски. В результате коричневый и темно-красный цвет стали более распространенными. Например, в советских школах долгое время преобладал коричневый цвет досок.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:

Кадр из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», 1984

К середине XX века исследования в области восприятия цветов подтвердили, что зеленый цвет наиболее благоприятен для человеческого глаза. Эксперименты в школах показали, что темно-зеленая доска способствует лучшему усвоению материала, создает меньшую нагрузку при чтении и обучении, способствует умственной активности и концентрации внимания. Сейчас почти по всему миру школьные доски приняли темно-зеленый цвет, так как он поддерживает эффективный процесс обучения.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:

Кадр из кинофильма «Общество мертвых поэтов», 1989

Маркерная доска

Следующий этап эволюции школьных досок — маркерные доски. Их история началась в 60-х годах ХХ века, но широкое распространение они получили только в 90-е годы ХХ века. Маркерные доски сразу поразили своей яркостью, легкостью стирания и универсальностью. Обычная доска превратилась в полотно для идей, мечтаний и увлекательных уроков.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:

Legion Media

Белая поверхность доски создавала идеальный фон для разноцветных маркеров, помогая выделять ключевые моменты и акцентировать внимание на основных идеях. Это существенно облегчало восприятие информации и повышало эффективность обучения.

Одним из весомых преимуществ маркерных досок стало их магнитное свойство, позволяющее использовать магниты для крепления различных информационных материалов: плакатов, таблиц, графиков, объявлений.

Исследования показывают, что использование маркерных досок улучшает усвоение материала и стимулирует креативное мышление. Взамен пыли и мела — яркие маркеры и легкость стирания. Они стали неотъемлемой частью не только образования, но и офисной культуры и других сфер жизни.

Интерактивная доска: современное устройство для образования и работы

В 1990-х годах несколько технологических компаний начали производить интерактивные доски для офисного использования. Это устройство выглядело как обычная маркерная доска, но имело возможность выводить записи на экран компьютера. Со временем интерактивные доски превратились из простых маркерных поверхностей с функцией вывода на экран компьютера в сенсорные экраны с полноценными мультимедийными возможностями.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:

Legion Media

Одно из преимуществ интерактивных досок — возможность сохранения всех записей и их последующего воспроизведения. Учителя могут использовать широкий спектр мультимедийных функций, включая видео, аудио, изображения и другие. Еще одним значительным преимуществом является возможность одновременной работы нескольких участников.

Следует учитывать недостатки интерактивных досок — необходимость регулярного технического обслуживания и высокую стоимость расходных материалов.

Световая доска: инновационное решение для творчества

Такая доска содержит светодиодную подсветку, позволяющую создавать яркие и запоминающиеся изображения. На ней можно рисовать, писать, создавать дизайн и проводить презентации с использованием специальных маркеров или рисунков на подсвеченной поверхности. Устройство позволяет находиться лицом к зрителями, без прерываний излагать свои мысли и наглядно иллюстрировать их в реальном времени.

От глиняных табличек до интерактивных экранов: какую эволюцию претерпела школьная доска
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Световые доски находят применение в разных областях — от рекламной до образовательной. Учителям они помогают объяснять сложные темы, привлекая внимание учеников.

Школьная доска претерпела огромную эволюцию. Сейчас она продолжает развиваться, чтобы соответствовать требованиям современного образования и технологическим возможностям. И хотя форма и функции школьной доски могут меняться, ее цель остается неизменной — быть инструментом передачи знаний и вдохновения для учащихся всех возрастов.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения