Он был стройнее: почему палеонтологам не дает покоя самый страшный хищник древних морей?

Ученые затеяли спор о внешнем виде мегалодона

22 января 2024

Midjourney

Принято считать, что мегалодон — это огромная доисторическая акула, больше которой еще пойди поищи. Но исследователи, проанализировав неполный позвоночник окаменелого хищника, хранящийся в Королевском бельгийском институте естественных наук (IRSNB) в Брюсселе, обнаружили некоторые несостыковки.

Обычно в качестве модели для оценки размера мегалодона и того, как он мог бы выглядеть, используют современных больших белых акул. Но международная команда исследователей готова бросить вызов этому убеждению. Изучив компьютерную томографию позвоночника молодой большой белой акулы и сравнив его с позвонками мегалодона, они нашли несколько различий.

Как рассказали ученые в журнале Palaeontologia Electronica, позвоночный столб мегалодона оказался намного тоньше, чем у большой белой акулы, что говорит о том, что и сам мегалодон был куда стройнее, чем принято считать. По мнению биологов, он скорее был похож на серо-голубую сельдевую акулу (Isurus oxyrinchus).

И хотя исследователи не торопятся называть точные размеры мегалодона, они предполагают, что он, скорее всего, достигал 20 метров в длину. Чтобы говорить более конкретно о размерах и форме тела древней акулы, биологам нужен еще как минимум один полный скелет.

Темный силуэт показывает, каким считали мегалодона раньше. Светло-серый контур иллюстрирует новое представление о вымершем хищнике.

Palaeontologia Electronica

Но коллег исследователей новые доказательства не убедили. Они считают, что это скорее альтернативная гипотеза, которая к тому же игнорирует тот факт, что предыдущий анализ рассматривал несколько живых примеров современных акул. То есть, одного наблюдения и единственного примера явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы. К тому же, авторы не предоставили необработанные данные, что затрудняет проверку будущими исследованиями.

Еще раньше ученые выяснили, что мегалодон был очень медленным и плавал со скоростью два километра в час. Даже удивительно, как он тогда охотился.