«Невоспетая героиня науки»: как муза Маяковского учила животных логике, а людей — состраданию

Надежда Ладыгина-Котс заложила основы гуманного отношения к зверям и птицам, раскрывая тайны их мышления

23 ноября 2022

Любительница путешествий и романтичных нарядов зарекомендовала себя как серьезный ученый первой половины XX века. Она помогала основать Дарвиновский музей и воспитывала птиц Московского зоопарка. А главным исследованием Надежды Ладыгиной-Котс стал сравнительный анализ когнитивных способностей молодых шимпанзе и человеческих детей.

Курсистка Надя у истоков музея

Надежда Ладыгина родилась в 1889 году в Пензенской губернии. Девочка из семьи разночинцев училась в классической гимназии, а в 1908 году отправилась в Москву, где поступила на Высшие женские курсы.

Одним из преподавателей естественного отделения математического факультета, где училась Надежда, был ученый Александр Котс. Курсисткам он рассказывал захватывающие истории о своих путешествиях по Сибири и показывал коллекции уникальных насекомых и птиц. Преподавание Котс совмещал с работой в музее, который сам же основал — сегодня это Дарвиновский музей в Москве.

По воспоминаниям Александра Котса, в Надежду Ладыгину он влюбился с первого взгляда. Они поженились в 1911 году и вместе продолжили работать над превращением музея в крупный научный и просветительский центр. Так, на приданое Надежды супруги купили для музея чучела двух волков.

Надежда Ладыгина-Котс и чучело белого волка
mos.ru

Жили молодожены в помещении при музее — их комнаты были заполнены стопками книг, уникальными документами и картинами, соседствовавшими с будущими экспонатами. Порой страсть Котсов к науке доводила их до анекдотичных ситуаций. Однажды вместо изящных наручных часов, которые поначалу присмотрела Надежда в качестве подарка от мужа, они, посовещавшись, решили купить чучело райской птицы.

Супруги много путешествовали по Европе. В каждой стране они непременно посещали зоопарк. Посмотреть на животных Надежде и Александру удалось во Франции, Германии, Бельгии и Великобритании (здесь они также посетили имение покойного Чарлза Дарвина). Надежда твердо решила, что по возвращении домой воплотит в жизнь давнюю мечту и займется зоопсихологией. К этому ее подтолкнуло наблюдение за сотрудником одного из зоопарков, проводившим с лошадьми занятия по развитию интеллекта.

Надежда Ладыгина-Котс и Александр Котс

В 1913 году у Котсов появился новый член семьи — полуторогодовалый шимпанзе по кличке Иони. Он стал первой обезьяной, воспитывавшейся дома у человека. Надежда внимательно наблюдала за ним, а потом постепенно начала проводить поведенческие эксперименты. Вскоре оказалось, что порой детеныш обезьяны ведет себя точь-в-точь как человеческий ребенок.

«Дитя шимпанзе и дитя человека»

Привязанность Иони к Надежде Ладыгиной-Котс была безусловной: шимпанзе не желал отпускать ее на работу, не ложился спать, если «мама» не сидела рядом с ним. Однажды исследовательница решила проверить Иони на эмпатию. Она сделала вид, что плачет — начала тереть глаза кулаками, — и маленький шимпанзе мигом прибежал к ней, распахнув руки для объятий.

Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони
mos.ru

Надежда разработала тест на когнитивные способности своего любимца. Она показывала шимпанзе вещь, а затем прятала ее в мешок вместе с другими предметами. Задачей Иони было на ощупь найти вещь, соотнеся свои зрительные и осязательные впечатления. Детеныш успешно справлялся с заданиями, и Надежда придумала для него новое развлечение, связанное с развитием интеллекта, — научила держать в руке карандаш и водить им по бумаге.

Увы, жизнь Иони оказалась несправедливо короткой: в 1916 году он умер. Котсы тяжело переживали его внезапный уход, но остались верны призванию ученых — чучело Иони стало одним из экспонатов Дарвиновского музея, как и изображающая юного шимпанзе скульптура работы Василия Ватагина.

История Иони впоследствии породила массу мифов. Поговаривали, что Котсы воспитывали шимпанзе вместе с родившимся у них сыном и ставили на них одинаковые поведенческие эксперименты, а человеческий ребенок в итоге отстал в развитии от сверстников. Но это лишь миф, ведь единственный сын ученых, названный Рудольфом, появился на свет в 1925 году. Правда, нечто похожее случилось через несколько лет в США, где совместно воспитывать ребенка и детеныша шимпанзе решили биологи Уинтроп и Люэлла Келлог.

Впрочем, сравнение человеческого и обезьяньего детенышей Ладыгина-Котс действительно провела. Она скрупулезно документировала развитие Рудольфа в течение нескольких лет, а затем опубликовала книгу «Дитя шимпанзе и дитя человека».

Надежда Ладыгина-Котс

«По своим творческим, конструктивным играм шимпанзе отстает от сверстника-человека и может быть сравнен с дитятей от 1 до 1,5 лет… По способу общения языком жестов и телодвижений дитя шимпанзе сопоставимо с ребенком от 9 месяцев до 1,5 лет… В  итоге оказывается, что чем более витально важные биологические черты мы берем для сравнения, тем чаще шимпанзе получает перевес над человеком; чем более высокие и тонкие психические качества входят в центр нашего аналитического внимания, тем чаще шимпанзе уступает в них человеку»

Коллаж из фотографий Надежды Ладыгиной-Котс с сыном Рудольфом и детенышем шимпанзе Иони
Photo 12 / Alamy via Legion Media

Гуманные опыты с обезьянами и Маяковский в зоопарке

Надежда Ладыгина-Котс выступала за гуманные эксперименты над приматами. Например, чтобы посмотреть, как обезьяна может открыть хитрый замок, ученые в то время помещали животных в тесную клетку, где обезьяны испытывали стресс. Ладыгина-Котс поступила иначе: клетку она использовала как хранилище вкусных угощений, а подопытные находили нужный ключ от замка, находясь снаружи.

В ходе таких экспериментов исследовательница пришла к выводу, что ошибки обезьян в попытках открыть дверь — это не признак слабого интеллекта, а возможность извлечь опыт из своих действий. Именно ошибки помогали примату понять, какую стратегию поведения выбрать в дальнейшем, чтобы добиться успеха. Подводя итог своей работе, Надежда Ладыгина-Котс написала, что человек и шимпанзе имеют 623 общих анатомических признака, а строение их мозга совпадает по 396 характеристикам.

Обезьяны были не единственными животными, с которыми довелось работать Надежде Ладыгиной-Котс. Она исследовала способности крупных птиц к счету, держала дома попугаев и воронов. Ход эксперимента исследовательница зарисовывала в альбоме — некоторые картинки сохранились в коллекции Дарвиновского музея. На них изображены попугаи ара и какаду, сидящие перед чашками с лакомствами.

Супруги Котс и их сын Рудольф с женой, 1952 год
А.П. Жандармов, из архивов ГДМ / darwinmuseum.ru

О питомцах Котсы заботились больше, чем о самих себе. В начале голодных 1920-х годов ученые ухитрялись находить для птиц свежие фрукты, в то время как сами ели мерзлую картошку. В это время супруги отдавали все силы Московскому зоопарку, в котором Александр работал в должности директора с 1920-го по 1923 год.

Надежда изучала поведение животных из семейства псовых. Исследовательница опередила свое время и предположила, что у волков цветное зрение. Впоследствии эта гипотеза была на долгие годы отброшена, но не так давно ученые к ней вернулись.

Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Парис в Московском зоопарке, около 1950 года
А.П. Жандармов, из архивов ГДМ / darwinmuseum.ru

Однажды в зоопарке у Надежды Ладыгиной-Котс случилось необычное знакомство. Посмотреть на животных пришел поэт Владимир Маяковский. Украдкой наблюдая за тем, как исследовательница взаимодействует со своими подопечными, он написал о ней стихи:

Владимир Маяковский

«Может,
может быть,
когда-нибудь
дорожкой зоологических аллей
и она —
она зверей любила —

тоже ступит в сад,
улыбаясь,
вот такая,
как на карточке в столе»

Рудольф Котс, вспоминал, что после прочтения этих строк она написала письмо Маяковскому с благодарностью. Надежда Ладыгина-Котс любила общаться с творческими людьми, правда, в основном среди ее товарищей встречались не поэты, а художники-анималисты. Многие из них создавали работы для Дарвиновского музея.

«Невоспетая героиня науки»

С годами исследовательница основала собственную научную школу: ее ученики, в частности, помогали подготовить к полету в космос собак Белку и Стрелку. Сама Надежда Ладыгина-Котс продолжала заниматься приматами. Она доказала, что обезьяны имеют и конкретное, и образное мышление, что роднит их с человеком.

Александр Котс и Надежда Ладыгина-Котс, 1958 год
А.П. Жандармов, из архивов ГДМ / darwinmuseum.ru

Итог своим многочисленным исследованиям Надежда Ладыгина-Котс подвела словами, призывающими относиться к приматам с уважением:

Надежда Ладыгина-Котс

«Они, несомненно, никоим образом не люди, но животные, стоящие очень близко к первому маршу лестницы, называемой антропогенезом. Поэтому они нуждаются в особой заботе в местах обитания, гуманном обращении с ними (как и с другими животными) и лабораториях, зоопарках, цирках. Условия их жизни в неволе должны соответствовать степени уважения человека к своей эволюционной предыстории»

В 1963 году Надежда Ладыгина-Котс скончалась. Спустя пять лет была, наконец, исполнена их давняя с супругом мечта — Дарвиновский музей переехал в новое просторное здание на улице Вавилова, где находится и по сей день. Один из залов музея сегодня полностью посвящен труду четы Котсов: там выставлены их бумаги, личные вещи, фотографии.

Книга Надежды Ладыгиной-Котс «Дитя шимпанзе и дитя человека» стала главным учебником для десятков приматологов по всему миру. В 2001 году ее перевел на английский язык ученый Франс де Вааль, назвавший исследовательницу «невоспетой героиней науки».