Не исключены убийства: как будут раскрывать преступления, совершенные на Луне?

На наших глазах зарождается новая сфера науки — космическая криминалистика

17 марта 2024

DALL-E 3

В то время, как одни ученые работают над строительством первых лунных баз человечества и развитием космического туризма, другие пытаются приспособить наши традиционные науки и законы к будущей (не такой уж далекой) новой реальности людей в космосе. Так, эксперты по судебной медицине из Университета Халла и Стаффордширского университета (Великобритания) изучают, как расследовать причины травм и смертей в условиях микрогравитации на другой планете. Земные протоколы криминалистики на Луне уже не подойдут. В новом исследовании показали, как будут собирать улики во внеземной среде.

Эксперты считают неизбежным возрастание риска нанесения травм различными способами и с различными намерениями после появления большего количества людей за пределами нашей планеты. Учитывая еще, что эти люди будут представлять разные страны и даже конкурирующие лагеря — например, США и Китай, которые первыми собираются построить свои лунные станции.

Команда использовала исследовательский самолет Parabolic flight, который создает условия микрогравитации для тренировки космонавтов и испытаний оборудования, чтобы посмотреть, как будет при этом вести себя кровь. Авторы объясняют, что полной невесомости на Луне или вблизи любой планеты не будет. В том числе на орбите вокруг Земли всегда есть гравитационное воздействие, а значит, гравитация будет не нулевой, а просто низкой. Но она будет отличаться от привычной нам силы притяжения.

Не исключены убийства: как будут раскрывать преступления, совершенные на Луне?

Тренировка астронавтов в самолете Parabolic flight.

piemags via Legion Media

В ходе уголовных расследований анализируют рисунок и структуру пятен крови с учетом гидродинамики, физики и математики, чтобы выяснить, откуда и как капли крови попали на поверхность. Исследователи взяли прозрачную камеру, которую используют для недоношенных младенцев («перчаточный бокс»), переделали ее для своего эксперимента и закрепили в кабине самолета. Когда в течение 22 секунд он фактически падал на Землю, создавая невесомость, несколько капель синтетической крови выпрыскивали из шприцов внутри камеры на лист бумаги. Жидкость имела те же физические свойства вязкости и поверхностного натяжения, что и биологическая кровь. Затем криминалисты проанализировали полученные при измененной гравитации пятна.

«Мы обнаружили, что микрогравитация действительно меняет поведение капель крови и пятен, которые они создают. На Земле кровь имеет тенденцию падать по параболической траектории, при этом сила тяжести притягивает ее до тех пор, пока она не ударится о поверхность. Но в этом случае кровь продолжала двигаться по прямой, пока не попала на поверхность. Эта прямолинейная траектория полета является наглядным примером инерции в действии», — пишут авторы исследования.

Вторым отличием, обнаруженным учеными, стало растекание крови по поверхности. По сравнению с «земными», эти пятна крови были меньше по размеру и иные по форме. Их распространению препятствовала сила поверхностного натяжения и сцепления, которая стала доминировать, когда гравитацию исключили из процесса.

Эксперты в судебной медицине говорят, что это только начало пути в разработке новых формул и методов космической криминалистики. Продолжать и расширять подобные исследования нужно будет уже в настоящей внеземной лаборатории, где невесомость длится более 20 секунд.

Добавим, что для раскрытия «лунных» преступлений наверняка пригодятся камеры, которыми Китай собирается обвешать всю территорию своей базы.