Назван признак, по которому можно отличить обитаемую планету от «пустой». И это проще, чем кажется

Решение подсказали бактерии

17 апреля 2024

Изображение создано нейросетью и носит иллюстративный характер.

DALL-E 3

На данный момент ни астрономы, ни уфологи все еще не нашли во Вселенной никакой другой цивилизации, кроме земной. Но это не значит, что можно опускать руки и прекращать поиски. И на этот раз лепту в дело обнаружения инопланетной жизни внесли исследователи из Корнеллского университета. Они обратили внимание на одну особенность, которая может говорить о том, что на планете есть что-то живое.

По мнению исследователей, рассказать о возможной жизни на планете может ее цвет. Например, мы привыкли, что на Земле цвет жизни — зеленый. Как пигмент хлорофилла. Но планеты, подобные Земле, вращающиеся вокруг более холодных, чем Солнце, красных карликов, могут выглядеть совсем иначе.

Как рассказали авторы исследования в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters, такие планеты могут быть покрыты бактериями, которые получают мало видимого света или кислорода, или не получают их вовсе. Из-за этого для фотосинтеза они используют невидимое инфракрасное излучение.

На Земле таких бактерий тоже в достатке, и вместо зеленого цвета они содержат фиолетовые пигменты. Поэтому, по мнению ученых, на планетах, где есть инопланетная жизнь, скорее всего, доминирует фиолетовый. И именно такой световой отпечаток нужно искать астрономам.

Теперь ученые намерены создать базу признаков жизни, чтобы быть уверенными в том, что телескопы не упустят их, сканируя далекие галактики.

На сегодняшний день астрономы подтвердили существование более 5500 экзопланет, в том числе более 30 планет, потенциально похожих на Землю. Планируется, что в будущем специальные обсерватории будут исследовать химический состав этих миров там, где условия способствуют образованию воды на поверхности.

Уже сейчас экоинженеры и микробиологи составляют каталоги цветов и химических характеристик, которыми обладают организмы и минералы, находясь в отраженном свете экзопланеты. В частности, ученые вырастили образцы более 20 пурпурных бактерий, что можно встретить в самых разных средах: от мелководья, побережий и болот до глубоководных гидротермальных источников.

Если поиски увенчаются успехом, возможно, вскоре мы узнаем, как выглядят соседи по Вселенной. Предполагаем, что их облик не соответствует популярному изображению пришельца с миндалевидными глазами.