Нашествие мышей на Сибирь: когда оно случится и почему, объясняют экологи

Территория обитания грызунов вырастет на 80%

8 августа 2023
Нашествие мышей на Сибирь: когда оно случится и почему, объясняют экологи
Getty Images

Фраза «глобальное потепление» для многих до сих пор звучит слишком абстрактно. Поэтому, чтобы объяснить, к чему оно может привести, ученые используют разные подручные средства. На этот раз им под руку попались полевые мыши. Исследователи говорят: если уровень выбросов углекислого газа сохранится (даже не повысится), ареал обитания этого вредителя расширится на 80%.

Сейчас полевые мыши обитают в основном на полях и (местами) в городах европейской части России. Свою зону комфорта они практически не покидают, потому что их не устраивают погодные условия. Но глобальное потепление может создать для них солнечный рай. Из-за этого они начнут обживать северо-восточные территории. К таким выводам пришли ученые из Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН (Москва) с коллегами из Университета Теннесси (США), построив прогноз методом ансамблевого моделирования.

За основу своей работы, опубликованной в журнале Biology, исследователи взяли данные о том, где сегодня встречаются полевые мыши. Сопоставили их с климатическими условиями и определили, какой будет погода в мире в ближайшие 80 лет. В этом им помогла одна из моделей изменения климата. Согласно ей, к 2060 году температура у поверхности Земли в среднем возрастет на 1,89 °С, а к 2080 году — на 2,15 °C. Это при условии, что уровень выбросов углекислого газа не будет меняться.

Выяснилось, что при таком сценарии к 2100 году климат на северо-востоке станет менее суровым, и мыши двинут в этом направлении, увеличив свой ареал на 80%. С другой стороны, на юге грызунам станет слишком жарко, и они его покинут.

За 80 лет все может существенно измениться, но ученые на всякий случай предупреждают жителей северо-востока о том, к чему может привести нашествие полевых мышей. Кроме того, что грызуны сжирают зерновые культуры (привет, потери урожая и экономические издержки), они еще и опасные для человека болезни переносят. Например, геморрагическую лихорадку с почечным синдромом. Которая может закончиться летальным исходом.

А еще от грызунов довольно сложно избавиться — разве что ждать еще сотни лет, пока потепление не выгонит их с вашей территории. Взять тех же крыс, которым удалось завоевать мир, а все попытки людей избавиться от них терпели фиаско.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда.