Как магнитные бури влияют на человека и технику: объясняют физики

Вот почему некоторые люди в такие дни чувствуют себя хуже

12 сентября 2023
Как магнитные бури влияют на человека и технику: объясняют физики
Северное сияние — результат взаимодействия радиационных частиц во время вспышек на Солнце с атмосферой Земли.

Согласно прогнозам синоптиков, 13 сентября усиление геомагнитного фона будет ощутимо в большинстве регионов России. По данным Ru-Meteo, геомагнитная обстановка ожидается в пределах от 1 до 4 баллов (показатель 4 означает малые бури). «Возможно незначительное проявление ухудшения самочувствия, особенно такое проявление возможно у метеочувствительных людей», — предупреждает портал.

Мы выяснили, что происходит с организмами людей и приборами во время «порывов» солнечного ветра.

Как магнитные бури влияют на человека?

«Человек так же, как и любая материя, состоит из атомов. При атомах появляются свободные электроны, которые во время магнитных бурь начинают двигаться в сторону усиленного магнитного поля Земли. Из-за этого метеозависимые люди начинают чувствовать слабость, снижение тонуса организма, скачки артериального давления и головную боль», — рассказал порталу Vokrugsveta.ru доцент кафедры прикладной физики Пермского Политеха Эргаш Нуруллаев.

Магнитное поле в организме человека существует благодаря наличию в нем ферромагнитных частиц, которые намагничиваются сильнее прочих. К ним относят, например, железо.

«Самое сильное магнитное поле у здорового сердца человека — 10–10 Тесла. Обычный геомагнитный шум составляет примерно 10–8–10–10 Тесла, городской магнитный шум — 10–7–10–11 Тесла. В максимуме они могут превышать собственное магнитное поле сердца в 100 раз, что оказывает вредное воздействие на организм человека», — объяснил преподаватель кафедры общей физики ПНИПУ Вячеслав Кирчанов.

Как магнитные бури влияют на человека и технику: объясняют физики

Страдают ли космонавты от солнечных бурь?

«Интересно, что изменения магнитного поля Земли на космонавтах сказываются меньше, чем на людях с поверхности. Орбитальные станции отделаны специальными материалами, из-за которых магнитное поле самой станции очень мало», — говорит Эргаш Нуруллаев.

«Люди на круговых орбитах находятся примерно в 400 километрах над уровнем моря, и ближний радиационный пояс Земли начинается с 500–600 км. Он содержит заряженные частицы — протоны солнечного ветра большой концентрации. Если магнитная буря очень сильная, тогда доза радиации для космонавтов может быть значительной», — отмечает Вячеслав Кирчанов.

Профессия космонавта вообще довольна вредна для организма. Примерно один год полета равен 10 годам жизни на Земле, приводит цифры ученый.

Опасны ли магнитные бури для электронных устройств?

В большей степени, чем на человеке, магнитные бури сказываются на работе различных устройств и приборов. Они способны вывести из строя системы радиолокации, заблокировать работу спутников и свести их с орбиты. Чтобы защитить устройства от воздействия внешнего магнитного поля, можно создать вокруг них электрическое поле — «шар», по поверхности которого пущен ток.

«Внутри такого шара-проводника магнитное поле вообще формироваться не будет. Однако создать такие условия для домашних приборов очень сложно, поэтому на время бурь стоит отключать электроприборы от источников питания», — рекомендует Эргаш Нуруллаев.

«Почему во время грозы нам рекомендуют отключать устройства от розетки? Гроза, как и магнитная буря, — явление магнетизма: электрический разряд формирует молнию, которая представляет собой плазму — поток ионизированных частиц, к которым устремляются свободные электроны», — объясняет физик.

Однако отключить наши приборы могут только действительно сильные магнитные бури, которые происходят крайне редко. Устройства чаще требуется защищать от магнитных полей других электроприборов. Для этого придуманы ферромагнитные экраны — листы и цилиндры с высокой магнитной проницаемостью и низкой остаточной индукцией для защиты аппаратуры от внешних магнитных полей. Ферромагнитные экраны используют, чтобы локализовать, например, магнитное поле трансформаторов, постоянных магнитов, сильноточных цепей, поскольку те могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду или нарушать нормальную работу соседних устройств.

«Человечество не может контролировать магнитные бури, Солнце и ядро Земли. Жизнь на планете миллиард лет существует в условиях периодических магнитных бурь и, более того, в условиях неоднократного отсутствия магнитного поля Земли. Магнитные бури оказывают глобальное действие на все уровни биомассы планеты, начиная с вирусов и микробов и заканчивая человеческим обществом», — считает Вячеслав Кирчанов.

«Это обусловлено влиянием магнитных бурь на атмосферу и ее состав. Изменения в атмосфере могут, например, способствовать увеличению некоторой формы вируса или, наоборот, уничтожить ее», — добавляет Эргаш Нуруллаев.

Полностью защититься от воздействия магнитных бурь человек пока не может. Поэтому людям, чувствительным к погодным переменам, стоит быть осторожнее и следить за прогнозами.

Читайте также, что произойдет, если на Земле полностью исчезнет сила трения.