Генетические мутации могут быть не столь хаотичными, как считалось ранее

Это обнаружилось в ходе исследования лабораторных растений

15 января 2022

Мутации в ДНК живых организмов, могут быть не столь случайными, как полагалось ранее. Об этом говорят результаты свежего исследования растений, которое провели ученые из США и Германии.

Natalia Lukiianova / Alamy via Legion Media

Считается, что мутации в ДНК, которые играют важную роль в эволюции, происходят случайно. Те из них, что помогают организмам выживать и размножаться, впоследствии закрепляются в новых поколениях. Исследователи из Университета Калифорнии в Дейвисе и Института биологии Общества Макса Планка попытались найти закономерности в мутациях ДНК растений.

В рамках эксперимента ученые исследовали геномы выращенных в лаборатории резуховидок Таля (Arabidopsis thaliana). Исследование их ДНК на предмет мутаций позволило обнаружить определенные закономерности.

Arabidopsis thaliana
Vasiliy Koval / Alamy via Legion Media

В сотнях лабораторных растений, выращиваемых в одинаковых условиях, ученые обнаружили свыше 1 млн мутаций, которые в основном происходили в определенных фрагментах генома резуховидок. На другие участки пришлась только треть всех обнаруженных мутаций. Именно в этих «устойчивых» к мутациям участках генома находятся важные гены, включая гены отвечающие за клеточный рост и экспрессию генов. Также выяснилось, что в этих фрагментах ДНК растений функционируют эффективные механизмы «починки» генетических сбоев.

Авторы исследования не исключают, что обнаружение системы защиты от мутаций ДНК в перспективе позволит создавать улучшенные сельскохозяйственные культуры, а также бороться с болезнями, которые возникают у людей в результате генетических мутаций.

Использованы материалы: UC Davis, New Atlas