Самое тяжелое животное: рассказываем, кто такой базилозавр и зачем ему масса в 340 тонн

Тяжеловес доисторического мира весил примерно как Боинг-747 или вдвое больше синего кита

6 августа 2023
Nature

Древний гигантский кит-базилозавр Perucetus colossus, который неспешно плавал около 39 миллионов лет назад в прибрежных водах у современного Перу, мог весить до 340 тонн. Что вдвое больше, чем самое тяжелое животное на Земле — синий кит. Новый вид установили по окаменелым останкам из бассейна реки Писко на юго-западе Перу. Международная команда палеонтологов выяснила, что тяжеловесом кит был из-за своих экстраплотных костей. Результаты анализа уникального скелета опубликованы в журнале Nature.

Останки перуанского базилозаврида представляют собой частично сохранившийся скелет: 13 позвонков, четыре ребра, тазовая кость. Чтобы описать новый вид, ученые просканировали кости и изучили их внутреннюю структуру. Оценки делали на основе данных о пропорциях близких родственников, таких, как вымерший Cynthiacetus peruvianus, а о мягких тканях и количестве жира — у современных китообразных и ламантинов.

Giovanni Bianucci via CNN

В итоге получилось, что вес P. Colossus мог варьироваться от 85 до 340 тонн. Даже нижнее значение сравнимо с некоторыми современными синими китами, а верхнее примерно равно весу самолета Боинг-747 и бьет рекорды синего кита как тяжеловеса в истории планеты.

При длине около 20 метров, что не так много (синие киты достигают 33 метров), впечатляющий вес объясняется необычно плотными и толстыми костями, говорят ученые. Они обнаружили в скелете признаки пахиостеосклероза — утолщения дополнительными слоями с уменьшением внутренних полостей, что помогает регулировать плавучесть. Подобные механизмы есть и у некоторых современных животных.

Оливье Ламберт

«В дополнение к тому, что он очень большой, эти позвонки чрезвычайно утолщены, больше, чем у любого другого морского млекопитающего, и сделаны из очень компактной кости, что дополнительно способствует удивительно высокому весу скелета. Каждый позвонок весит более 220 фунтов*».

Giovanni Bianucci via CNN

Открытие древнего вида такого размера и массы особенно важно, потому что означает, что китообразные стали гигантами около 40 миллионов лет назад — то есть на десятки миллионов лет раньше, чем считалось. И, согласно выводам авторов, эти базилозавриды эволюционировали совсем иначе до своих выдающихся данных, чем их поздние сородичи.

Усатые и синие киты начали расти около пяти миллионов лет назад, что помогало им совершать далекие путешествия и добывать достаточно пищи. А скелет P. colossus увеличивался и утяжелялся, чтобы удерживать его у дна на мелководье, не давать постоянно всплывать, как поплавку, и помогал сопротивляться волнам, которые мощнее у побережья.

Сравнение величины базилозавра и человека.
Trustees of the Natural History Museum; Marco Merella for the Perucetus colossus model and all fleshed out models

Исследователи считают, что гигант был медлительным пловцом, передвигался подобно ламантинам, изгибая волнообразно свое тело. При этом мог помогать себе, перебирая передними конечностями и хвостом по морскому дну, как морские коровы. И хотя нет достаточных данных — не найдено черепа, например, чтобы точно выяснить его рацион, — он вряд ли мог охотиться за быстрой добычей. Предположительно, базилозавр ловил моллюсков и ракообразных. Авторы добавляют, что пока окончательно не свергают с пьедестала синего кита — для этого надо будет найти более полный скелет P. Colossus.

*99,8 килограмма (Прим. авт.).