150 млн лет назад он мучил морское чудище: палеонтологи нашли древнейший желудочный камень

Он образовался в ЖКТ гигантской доисторической рептилии

11 июля 2023
макет плиозавра: World History Archive via Legion Media; фото находки: Университет Рединга; коллаж: Vokrugsveta.ru

Британский палеонтолог и коллекционер Стив Этчес обнаружил на берегу в Киммеридже (Англия) камень в форме кулака, который относится к юрскому периоду. Вместе с экспертами они сразу отвергли принадлежность окаменелости к геологическим породам. Его структура вызывала подозрения, что образовался он в результате биологических процессов. Исследование показало, что это камень из желудочного тракта древнего животного и ему около 150 миллионов лет.

Английская деревенька Киммеридж в графстве Дорсет на юго-западе страны является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Побережья Юрского периода. Местная береговая линия и скалы хранят историю от поздней юры до нижнего мела, в них находят останки древних существ, которые жили в находившихся там мелководном море, болотах или пустыне в разные периоды на протяжении почти 185 миллионов лет. Этчес, будучи жителем Киммериджа, с молодости занимался поиском артефактов и в итоге создал музей, который расположен на побережье и где содержится ценная палеонтологическая коллекция.

На этот раз в осадочных породах, называемых киммериджской глиной, ученый обнаружил древнейший из когда-либо найденных желудочных камней. Специалисты из Школы биологических наук Университета Рединга, которым доктор Этчес передал артефакт, сравнили его с материалами из фондов Королевской коллегии хирургов и коллекций патологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Камень идентифицировали как конкремент.

Конкременты — это плотные образования, напоминающие камни, которые появляются в полостных органах и выводных протоках желез животных (в желудке, мочевом пузыре, почках и др.), в том числе у людей. Возникать они могут из-за определенных условий питания, окружающей среды, при проглатывании веществ, которые животное не в состоянии разжевать и переварить.

Несколько древних «желудочных камней» находили у египетских мумий, однако в летописи окаменелостей они редкость. Возможно, многие найденные конкременты просто не распознали как таковые. У какого животного образовался данный камень, сказать трудно, так как он был найден даже не рядом и не внутри окаменелого скелета.

Найджел Ларкин

«Размер этого желудочного камня и его обнаружение в глине верхнеюрской эпохи указывают на то, что он, скорее всего, образовался внутри крупной морской рептилии, такой, как ихтиозавр, плезиозавр, плиозавр или крокодил. Это был не динозавр, поскольку те жили на суше, но это все равно очень захватывающее и редкое открытие».

Палеобиологи из Университета Бирмингема подтвердили выводы коллег после микроскопического анализа камня, который показал специфическую структуру и определил, из каких минералов он состоял. По словам экспертов, образец соответствует всем характеристикам конкремента из ЖКТ.

Возраст реликвии — 150 миллионов лет, это на 59 миллионов лет больше самого древнего известного желудочного камня, что делает новую находку старейшей в своем роде.