10 фото крошечных созданий из почвы, которых вы ни за что не заметите сами

Посмотрите, кто живет у нас под ногами

14 января 2024

Для британского фотографа Энди Мюррея крошечные почвенные животные не менее интересны, чем львы и зебры для туристов на сафари. А встретить созданий длиной всего в пару миллиметров намного проще, чем слона или носорога: главное знать, где искать, говорит фотограф. Да и вообще почва — место обитания более чем половины всех живых существ на этой планете.

Если приглядеться, там можно увидеть пасущихся жертв и притаившихся рядом охотников, совсем как в мире «больших» зверей. Но маленьких обитателей Земли очень редко удостаивают вниманием фотографы. Поэтому открытия, которые делает Мюррей, для него сопоставимы с исследованиями Северного полюса или Эвереста — снимая едва заметную жизнь, легко почувствовать себя первопроходцем.

Посмотрите на 10 самых удивительных обитателей почвы глазами фотографа — и вы еще раз удивитесь, как прекрасна наша планета.

Andy Murray

Некоторые почвенные животные имеют забавное сходство с наземными, например, эта личинка грибного комара Phronia напоминает коалу.

Andy Murray

Знакомьтесь, Allacma fusca, одна из крупнейших шаровидных ногохвосток в Великобритании. Эти беспозвоночные обитают только в западной Европе, любят поверхностные слои почвы и влажные места вроде куч опавших листьев. Кстати, ногохвостки известны тем, что выживают в условиях огромного содержания углекислого газа, до 10%. Для сравнения, вдыхаемый нами воздух содержит максимум 0,04%.

Andy Murray

Ногохвостка Sminthurides malmgreni, сфотографирована на краю пруда в Сомерсете, Великобритания.

Andy Murray

Здесь запечатлена пара молодых особей водяной ногохвостки Podura aquatica, скользящих по воде в болотистой местности недалеко от дома Мюррея в Сомерсете. Такие ногохвостки предпочитают в качестве мест обитания стоячие водоемы и водные растения.

Andy Murray

Мюррей считает, что, разглядывая крошечных животных крупным планом, люди могут быть очарованы их привлекательностью, а не игнорировать их как неприятных «ползучих гадов». Здесь немертина скользит по мокрому бревну в Сомерсете. Черные точки на ее передней части чувствительны к свету, как глаза.

Andy Murray

Это фото из Новой Зеландии. Здесь изображен вид пружинохвоста Holacanthella spinosa, который, хоть и называется гигантским, достигает в длину 17 миллиметров. В отличие от большинства сородичей, представители этого вида не могут прыгать из-за отсутствия особого раздвоенного придатка — фуркулы. Питаются гниющей древесиной.

Andy Murray

Ногохвостки (коллемболы) — любимые почвенные животные Мюррея, которых он часто снимает из-за разнообразия окрасов и интересных мордочек. Это представитель рода катианна, сфотографированный в Тасмании, с синими, фиолетовыми, желтыми и оранжевыми крапинками. Фотограф-натуралист называет его одним из самых необычных из всех, когда-либо им встреченных.

Andy Murray

А это личинка гриба Gnat вида Epicypta. Мюррей говорит, что «шар» наверху представляет собой кучку экскрементов, которые служат ей для маскировки.

Andy Murray

Псевдоскорпион в ботаническом саду Мехико.

Andy Murray

Крошечная улитка-вестник (herald snail), распространенный европейский вид. Взрослые особи достигают двух миллиметров.

Посмотрите также, как японская макака катается на олене.