Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппи-буса» от VW

Машина для любви, а не для войны: история легендарного «хиппи-буса» от VW

Странноватые молодые люди в ярких обносках, носители тихого социального протеста против уклада жизни своих современников, воевать не умели и не любили. Есть некая добрая ирония в том, что одним из символов самого мирного движения на планете стал Volkswagen Type 2. «Хиппи-бус» не появился бы на свет без участия того, кто развязал самую страшную войну в истории человечества.


Первый микроавтобус в истории Volkswagen породил на свет не только множество последователей, из которых, собственно, класс микроавтобусов и сформировался. Благодаря невиданной популярности среди праздношатающихся «детей цветов» Volkswagen Type 2 (или VW Transporter T1) стал родоначальником целой идеологии, число последователей которой продолжает расти и по сей день. О том, чтобы переселиться в кемпер и заняться караванингом, задумывался каждый, кто хоть раз ощущал в ногах зуд путешественника (дома на колесах строят даже на базе Lada Granta!). А началась эта история задолго до того, как первый хиппи сорвал первый цветок, — еще в 1934 году.

Перед началом Второй мировой войны глава нацистской Германии Адольф Гитлер озадачил знаменитого конструктора Фердинанда Порше идеей пересадить всю страну с мотоциклов на автомобили — пусть простенькие, но полноценные. Итогом мозгового штурма стал знаменитый «Жук», рекордсмен Книги рекордов Гиннесса и один из самых долгоживущих автомобилей. А первый свой микроавтобус немцы из Volkswagen построили как раз из его агрегатов.

Эдакая заводская легенда приписывает, впрочем, идею создания «буса» вовсе не конструкторам завода, а одному из голландских дилеров VW. Якобы он однажды увидел в Вольфсбурге самоходную платформу, которую рабочие завода сваяли из деталей «Жука» для перевозки запчастей, и загорелся мыслью построить по аналогичным принципам нечто пассажирское. Именно поэтому у «хиппи-буса» водитель сидит спереди, а двигатель находится в «багажнике»: ровно по тем же принципам были сконструированы и «Жук», и первые суперкары Porsche.

Таким образом, у микроавтобусов всего мира есть официальный день рождения: 23 апреля 1947 года, — когда голландец Бен Пон набросал в блокноте первый эскиз будущего «транспортера». Правда, выпуск его начался лишь три года спустя: на заводе ждали, когда слегка разгрузится конвейер по сборке «Жуков». К этому моменту Volkswagen уже всерьез пытался закрепиться в США.

Пробиваясь на американский рынок, многие производители из Старого Света строили свою стратегию продвижения на противопоставлении американским дредноутам: дескать, любой европейский автомобиль компактнее, дешевле и экономичнее этих ваших прожорливых и неповоротливых хардтопов. А если жена по дороге в супермаркет расквасит его об дерево, то и не жалко. И это не шутка: рекламируя в Америке «Жук», немцы активно использовали образ жены-растяпы, после поездок которой чинить VW будет значительно дешевле, чем «Крайслер» или «Олдсмобиль».

Так покорил американцев и Transporter T1 — не только вместительностью, но и предельной простотой и дешевизной обслуживания. Вы спросите, при чем тут хиппи? Ведь мировоззрение не связанных пропиской «детей цветов» предполагало скорее путешествия автостопом, чем собственный автомобиль. Все очень просто, ответим мы: переезжать с хэппенинга на сейшн большой компанией куда удобнее в личном автобусике, а к моменту появления в США первых хиппи подержанные VW T1 стоили не дороже банки кока-колы. К тому же починить их в чистом поле мог даже оголтелый любитель свободы и расширения сознания. Вот и заколесили по Калифорнии и Неваде под музыку Леннона, Маккензи и Моррисона раскрашенные в самые немыслимые цвета «хиппи-бусы» с огромной литерой W спереди.

Со временем VW T1 стал настолько популярен, что превратился в одну из икон движения: в «хиппи-бусах» жили, любили, заводили детей и умирали, задумывали великие арт-проекты и окончательно разочаровывались в жизни... Вполне возможно, не появись в США Volkswagen Transporter, движение хиппи осталось бы социологическим курьезом, а так распространилось по всей Америке и далее по миру. По сути, VW привил любовь к путешествиям на колесах целому поколению, несмотря на то что это были довольно неторопливые путешествия: моторчик «хиппи-буса» даже в лучшие времена развивал скромные пять десятков «лошадей».

Надо отметить, что тему семейных «дальнобоев» на автомобиле сам Volkswagen тоже продвигал весьма активно (и делает это до сих пор): у «транспортера» была не только роскошная версия Samba (с 23 окнами!), но и целый ряд модификаций для караванинга, производством которых по контракту с VW занималось ателье Westfalia Werke. Помните знаменитую откидывающуюся вверх палатку-крышу? Вот-вот.

Популярность Volkswagen Transporter T1 в США была настолько велика, что если сегодня озадачиться вопросом покупки умеренно живого экземпляра тех лет, то куда проще и дешевле сделать это не на родине модели в Германии, а в Северной Америке. Некоторые из этих машин помнят Вудсток. Сама же идея семейного микроавтобуса оказалась настолько жизнеспособной, что Transporter успел сменить шесть поколений. Долгожитель! Правда, с течением времени он, что называется, заматерел и из массового дешевого «бусика» превратился в уважаемого и авторитетного члена автомобильного сообщества. Но молодежную истерию по поводу «хиппи-буса» в VW не забыли.

Сейчас немцы собираются предложить молодым покупателям попробовать почти то же самое блюдо, но приготовленное по современной рецептуре и под электрическим соусом. Исходный VW T1 как только не называли: «микробус», «булли», «комби», — но его возрожденная модификация отчего-то получила имя I.D. Buzz. В большом семействе электрических концептов Volkswagen именно реинкарнация «хиппи-буса» считается самой популярной (хотя в производство первым пойдет банальный электрохэтч), и в VW твердо намерены запустить сборку электрического компактвэна по его мотивам примерно через два года. Вот только где найти новых хиппи для электрического «хиппи-буса», когда даже хипстеры разбежались?

Материал опубликован на сайте Maximonline.ru

Фото в анонсе: Getty Images

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ