Особый взгляд: краткая история кинопостера

Особый взгляд: краткая история кинопостера

Афиши для кинофильмов давно стали особым жанром искусства: в нем объединены живопись, фотография и кино, а также фантазии дизайнеров и сценаристов. Эволюция кинопостера была долгой: от обыкновенного листка со списком актеров и режиссеров до коллажа с кадрами из фильма, а затем и до привычного нам, необычного, а порой смелого дизайнерского решения, которое призывает уделить киноленте время и внимание.

Первые постеры

Впервые афиши, хотя бы отдаленно напоминающие современные, появились во Франции, причем еще до появления кино: цветные плакаты рисовали для оперетт, потом для короткометражек, которые, к слову, и сюжетов-то особых тогда не имели.

В начале XX века кинематограф покорил Америку, и на многих открывшихся в те годы больших киностудиях появились особые отделы, где рисовали афиши. Как правило, на постерах изображали двух главных героев. Любопытно, что имена актеров при этом не указывали, причем по вполне банальной причине: создатели фильмов опасались, что артисты почувствуют себя звездами и потребуют прибавки к гонорару. Позднее актеров начали, напротив, раскручивать с помощью афиш и газетных уток, а к созданию кинопостеров стали привлекать известных художников.

С наступлением Великой депрессии экономить пришлось на всем, поэтому афиши печатали на старых картах, на самой плохой бумаге, а порой и на обороте старых постеров — словом, как и на чем получалось. Для экономии по окончании показа в одном городе афиши вынимались из рам или отклеивались от столбов и вместе с кинопленками отправлялись в следующее место. Конечно, их внешний вид от этого страдал, а потому старых афиш первой половины XX века осталось не так много. Большинство из них — предмет коллекционирования.

Индустрия растет

И все же фильмов становилось все больше, индустрия развивалась, и уже с 1939 года в США всеми афишами стало заниматься одно ведомство — Национальный киносервис. Все постеры печатались одного размера, а внизу помещали порядковый номер, который при большом количестве выходящих лент помогал не запутаться.

  • Silver Screen Collection / Contributor / Getty Images

Наконец, рисованные изображения начали заменяться компьютерными, так что само по себе ремесло художника киноплаката ушло в прошлое, хотя в этой сфере было много известных талантов. Один из самых известных — Дрю Струзан. На его счету постеры к фильмам про Индиану Джонса, плакаты к «Звездным войнам», «Секретным материалам», фильмам про Гарри Поттера, «Рэмбо», «Зеленой миле», «Побегу из Шоушенка». Струзан стал легендарным иллюстратором, хотя поначалу выбрал эту сферу исключительно для того, чтобы хоть как-то прокормить семью.

«Я был беден и вечно голоден, — вспоминал художник позднее в одном из интервью. — Работа иллюстратора давала деньги на хлеб. В детстве я рисовал на туалетной бумаге — единственной бумаге, которая была у меня под рукой. Вероятно, именно поэтому я люблю рисовать и сегодня». Вот лишь несколько постеров Струзана.

Хотя среди кинопостеров и попадаются настоящие шедевры, все же для большинства фильмов афиши рисуются по одному клише. Вы легко заметите это, если пролистаете постеры последних лет, сортировав фильмы по жанрам. Так, если на «обложке» картины мы видим одинокого хмурого главного героя с выразительным взглядом через плечо и оружием в руках, скорее всего, речь идет о боевике. Крупные портреты на фоне природы, особенно морского побережья — это, вероятно, мелодрама. Для комедий нередко используется откровенный эротический подтекст — правда, в этом случае речь идет о третьесортном кино. Ну, а в афишах триллеров акцент чаще всего делается на какую-либо часть тела или лица (рука, глаз) либо на явно неестественное лицо героя.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ