Рабочий момент: торг уместен

Рабочий момент: торг уместен

Удар молотка — и абстрактный «шедевр» за миллионы долларов уходит к новому счастливому обладателю. Как образуются такие цены на произведения современного искусства? «Вокруг света» заглянул за кулисы аукциона Christie’s в Нью-Йорке.

GettyImages-72577732.jpg

Celis_Ana-Maria.jpgГЕРОИНЯ
Ана Мария Сэлис

Старший специалист и глава вечерних аукционов отдела послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie’s.
Родилась в 1985 году в Каракасе (Венесуэла).
В 2008-м окончила Нью-Йоркский университет, получив степень бакалавра истории искусств и латиноамериканских исследований.
C 2008 по 2013 год занимала пост главы дневных аукционов по современному искусству в аукционном доме Sotheby’s.
В Christie’s работает с 2013 года. В обязанности Аны Марии входит поддержание контактов с клиентами из Северной и Южной Америки, организация торгов и предаукционных выставок, прием ставок по телефону во время вечерних аукционов. Участвовала в организации и проведении нескольких торгов Christie’s, побивших мировой аукционный рекорд.

Ана Мария, давайте уточним, что же такое современное искусство?

К современному искусству (contemporary art) относятся произведения, созданные ныне живущими и творящими художниками. Началом этого периода принято считать 1970-е годы. Так называемое модернистское искусство (modern art) охватывает весь предшествующий период с 1880-х годов, когда сформировался импрессионизм. Что касается нашего отдела в Christie’s, помимо современного мы имеем дело с послевоенным искусством, то есть с работами, созданными в 1945–1970 годах.

На основании чего аукционный дом решает, является конкретная работа произведением искусства или нет?

Мы этого не решаем, нас интересуют только те работы, которые ранее уже были признаны произведениями искусства и доказали свою «финансовую состоятельность». Аукционный дом — это вторичный рынок, на котором художественные объекты перепродаются. А впервые оцениваются и продаются они галереями и арт-дилерами.

_AP_16309760464457.jpg

Значит, то, что хорошо для галереи, будет хорошо и для аукционного дома?

Не совсем. Наш подход к искусству подчас сильно отличается от подхода галериста. Последнему, например, может быть интересна очень ранняя или нетипичная работа художника. Мы, конечно, способны оценить историческую значимость такого произведения, однако если в прошлом похожие работы не продавались по высокой цене, то в качестве лота оно нам может не подойти. Нашему клиенту скорее захочется приобрести работу, выполненную в традиционном для художника стиле. Другое дело, когда речь идет о коллекционере, который собирает произведения именно этого художника.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

Christie’s

Ведущий аукционный дом мира был основан англичанином Джеймсом Кристи в 1766 году в Лондоне, где до сих пор находится его штаб-квартира. Филиалы Christie’s, в которых проводятся торги, располагаются также в Нью-Йорке, Париже, Женеве, Милане, Амстердаме, Дубае, Цюрихе, Гонконге и Шанхае. Ежегодно организуется около 350 аукционов в 80 категориях, таких как изобразительное и декоративное искусство, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, мебель, вино. На торгах Christie’s выставлялись работы Леонардо да Винчи, Рембрандта, Эль Греко, Винсента Ван Гога, платья принцессы Дианы и другое.

За время своего существования аукционный дом Christie’s многократно устанавливал рекорды в различных аукционных категориях. Среди рекордсменов — картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» как самый дорогой предмет искусства в истории аукционов (был продан за 450 312 500 долларов), коллекция Пегги и Дэвида Рокфеллер как самая дорогая частная коллекция предметов искусства (832,6 млн долларов), украшения Элизабет Тейлор как самая дорогая частная коллекция украшений (115 932 000 долларов).

_AP_18129022343452.jpg
«Коллекционеры, как правило, очень азартны, и заочное участие в аукционе для многих из них — способ самоконтроля» 

Петля времени

Что лично вам нравится в современном искусстве?

Я воспринимаю его как очень живое, связанное с происходящим «здесь и сейчас», с понятным мне контекстом. Например, художник написал картину десять лет назад, и мне кажется, что я могу увидеть в ней себя. Меня вообще привлекает идея коллекционирования работ художников, творивших в то время, которое я в состоянии почувствовать, с которым могу себя соотнести.

Всегда ли для понимания современного искусства так важен контекст?

Контекст, безусловно, важен, но прежде всего надо просто «пообщаться» с произведением искусства один на один, почувствовать его нутром: трогает оно вас или нет? Бывает даже, что картина не нравится, но что-то вас в ней зацепило, и тогда стоит узнать о ней больше. Нередко работы художников содержат отсылки к другим произведениям искусства, о которых вы можете и не знать, что еще больше затрудняет процесс понимания. Значит, надо найти информацию о творчестве этого автора, узнать, что вдохновило его на создание той или иной работы, посмотреть еще какие-то его произведения. Ведь ни одно явление не существует в отрыве от других.

Часто ли вам приходится разъяснять клиентам смысл произведений современных художников?

Конечно. Взять, например, Сая Твомбли: это один из моих любимых художников, и в то же время именно его работы вызывают у наших клиентов наибольшее недоумение. «Мой ребенок тоже такие закорючки способен нарисовать!» — иногда говорят они. И тогда я рассказываю, насколько сложно творчество Твомбли, объясняю, что его «каракули» и «закорючки» на самом деле пронизаны смыслом.

  • Christie’s — ведущий аукционный дом мира

И каким же?

Например, на протяжении всей своей творческой карьеры Твомбли использовал мотив петли. С помощью повторяющихся петельных «каракулей» он пытался передать единое и непрерывное энергетическое поле. В 2003 году, вскоре после вторжения США в Ирак, Твомбли начал работать над серией картин «Бахус». На огромные полотна при помощи кисти, прикрепленной к шесту, художник наносил грубые спиралевидные мазки ярко-красной краски, позволяя ее струйкам свободно стекать с полотна. Как вино... или кровь. Это творчество не ребенка, а гения. Так что я бы советовала посетителям выставок больше узнавать о непонятном произведении искусства, вместо того чтобы отворачиваться от него. Да и вообще, раз существуют люди, которые с удовольствием повесят эту картину на стену, значит, в ней что-то есть.

Художник Марсель Дюшан предложил следующий принцип восприятия искусства: если сам художник решил, что его работа — произведение искусства, значит, так оно и есть...

Я никогда не подвергала этот подход сомнению. Если сам художник доволен результатом творческого процесса, то и для меня это произведение искусства.

ПРАВИЛА АУКЦИОНА

Очная ставка

1. К участию в аукционе допускаются лица от 18 лет, которые заранее зарегистрировались.

2. От участников торгов за особо ценные лоты может потребоваться предоставление выписки с банковского счета и внесение депозита.

3. Вход на дневной аукцион в качестве зрителя свободен. Для входа на вечерний аукцион необходимо заранее заказать бесплатный пригласительный билет.

4. Чтобы сделать ставку, необходимо поднять в руке табличку участника.

5. Первая ставка не должна превышать нижний порог предполагаемой цены лота. Размер ставки определяется аукционистом.

6. Шаг ставки варьируется аукционистом, но обычно применяется схема: диапазон ставок 0–1000 (шаг 50), 1000–2000 (100), 2000–3000 (200), 3000–5000 (200/500/800), 5000–10000 (500), 10000–20000 (1000), 20000–30000 (2000), 30000–50000 (2000/5000/8000) и т. д.

7. Если ставки в процессе торгов не достигают резерва (минимальной цены, за которую владелец лота согласен его продать), лот объявляется непроданным.

8. Удар молотка аукциониста означает окончание торгов по данному лоту.

9. Помимо цены «с молотка» покупатель обязан заплатить комиссионный сбор. В Нью-Йорке он составляет от 12 до 25% (чем выше стоимость лота, тем меньше комиссия).

10. Лот должен быть оплачен в оговоренные сроки. В противном случае аукционный дом имеет право продать лот участнику, предложившему вторую по величине ставку. Также лот может быть перепродан, при этом, если новая финальная ставка является меньшей, чем ставка неплательщика, аукционный дом может потребовать, чтобы он компенсировал разницу. Также учредитель аукциона вправе подать на неплательщика в суд.

Искусство продаж

Допустим, художник доволен результатом и теперь хочет, чтобы этот результат оценили другие. Но он не может напрямую обратиться в Christie’s?

Нет, мы не являемся представителями художников. Хотя исключения бывают. Например, у молодого автора уже состоялось несколько выставок в галерее, и теперь все хотят приобрести одну из его работ. Но галереи очень разборчивы в выборе покупателей: кураторам хочется, чтобы произведения искусства попали в такую коллекцию, в которой они останутся надолго или которая в перспективе будет передана музею, а то и сразу в музей. Так вот, нам звонят коллекционеры, не имеющие доступа к подобным произведениям, и просят, чтобы мы «добыли» одно из них. В этом случае мы, возможно, постараемся заполучить работу и выставить ее на аукцион.

GettyImages-72577848.jpg

Обычно вы сами ищете лоты для аукциона?

Чаще к нам обращается тот, кто хочет что-то продать. Но бывает и так, что мы проявляем активность, звоним людям и сообщаем: «Наступил подходящий момент, чтобы продать объект, который у вас имеется».

Вот вы получили этот объект. Что происходит с ним дальше?

Обычно подготовка к аукциону занимает три-четыре месяца. В процессе участвует много разных специалистов: от администраторов и оценщиков до фотографов и фотокорректоров, которые занимаются созданием аукционного каталога. Мы обсуждаем характеристики художественного произведения, его предполагаемую стоимость, составляем контракты...

Как рассчитывается эта предполагаемая стоимость?

Это примерный ценовой диапазон с верхней и нижней границей. Он рассчитывается на основании прошлых данных рынка искусства: мы смотрим, по какой цене на предшествующих аукционах ушли с молотка другие работы похожего размера, характера и периода. Принимается во внимание и физическое состояние произведения и то, кому оно принадлежало.

Часто ли вы ошибаетесь в расчетах?

Иногда мы оказываемся правы, иногда нет. Если цена с молотка значительно превысила предполагаемую стоимость, то, возможно, в следующий раз мы будем менее консервативны в оценке похожего произведения искусства. Эти результаты и являются двигателем рынка.

wenn28756665.jpg

Предполагаемая стоимость указывается в аукционном каталоге?

Да, чтобы сориентировать потенциальных покупателей. За три недели до аукциона мы рассылаем каталог коллекционерам. После этого готовим выставку, на которой экспонируются лоты будущих торгов. В прошлом году, например, накануне нашего аукциона, где была продана картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира», перед входом в аукционный дом выстроилась целая очередь из желающих увидеть этот шедевр. Длится подобная выставка 7–10 дней, и посетить ее могут все желающие.

И вот, наконец, наступает важный момент, когда на сцену выходит аукционист...

...И весь многомесячный труд сводится, возможно, к 30 секундам, в течение которых решается судьба произведения искусства.

ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК

Пылесос в галерее

Как отличить каракули от шедевра и что называется искусством сегодня? Свой взгляд изложил Кристофер Пьюзи, директор по продажам галереи Chase Contemporary в Нью-Йорке

IMG_0740.jpg

— Быть художником сегодня просто? Давайте, дерзайте, беритесь за кисть! Так может и ребенок? Окей, пусть ваш ребенок создаст то, что никто другой не создавал! Чтобы вас заметили, вы должны сделать нечто уникальное. Но даже это не гарантирует успеха. Некоторые начинающие художники получают степень магистра изобразительных искусств, и галереи сразу выставляют их работы. Другие же так и остаются незамеченными. В мире гораздо больше нуждающихся художников, чем успешных Джеффов Кунсов и Энди Уорхолов. Получить деньги и славу через искусство — сложная задача.

Представление о том, что такое искусство и «неискусство», формируется под влиянием разных тенденций в обществе и в среде коллекционеров. Эти факторы постоянно меняются, и ни в один конкретный период времени нельзя подобрать единственное определение искусству. Как говорила художница Элен Франкенталер, которая работала в стиле абстрактный экспрессионизм, «в искусстве нет правил».

Джефф Кунс, например (один из самых успешных современных американских художников. — Прим. «Вокруг света»), перевернул представления об искусстве вверх ногами: вот вам воздушный шар в форме собаки, баскетбольные мячи, пылесос... Он по-настоящему сломал шаблоны.

Согласно Марселю Дюшану, все что угодно может быть искусством. Наша жизнь «пропитана» им: любой рукотворный объект, будь то компьютерная клавиатура или телефон, так или иначе подвергся процессу творческого дизайна.

Абстрактное произведение имеет определенный смысл для художника, сообщает что-то ему самому, но зрителю не выдается книжка с пояснениями. Современное искусство требует от смотрящего несколько «возвышенного» мышления, так как художник не обязан делать всю работу за зрителя: последний сам должен связать то, что видит, в единое целое. Так или иначе, красота всегда будет в глазах смотрящего.

GettyImages-72577744.jpg

Рыцарь молотка

Может ли аукционист повлиять на эту судьбу?

Хороший аукционист способен прибавить к стоимости лота дополнительные 10–20%.

А что значит «хороший аукционист»?

Это человек, обладающий харизмой и чувством юмора, уверенный в себе, прекрасно ориентирующийся в пространстве и умеющий очень быстро считать — буквально на инстинктивном уровне. А главное — хорошо чувствующий аудиторию. Ведь аукционисту важно поддерживать пульс торгов, знать, когда стоит ждать ставок и как не прождать их слишком долго, чтобы присутствующим не стало скучно и этот самый пульс не пропал. Это тонкий момент — чувствовать, когда надо подстегнуть участников торгов. В то же время нельзя слишком ускорять процесс, давить на них: мол, давайте делайте еще ставки. Ведущему аукциона приходится работать в изматывающем ритме, при этом с улыбкой на лице.

RTR3IZAU.jpg
«Художник не обязан делать всю работу за зрителя: последний сам должен связать то, что видит, в единое целое. Красота всегда будет в глазах смотрящего» 

Правда ли, что аукционисты Cristie’s в процессе обучения овладевают навыками актерского мастерства?

Да, с нашими аукционистами занимается преподаватель сценической речи. Мимика, четкость речи и движений ведущего очень важны для поддержания интереса в зале.

Я слышала про так называемую «ставку с канделябра», то есть ставку, которую никто из присутствующих в зале не предлагал, а аукционист тем не менее ее озвучивает. Ваши ведущие прибегают к такому приему?

Это не прием, а обычная практика. Аукционист озвучивает «ставку с канделябра» от имени того, кто продает лот. Перед торгами мы объявляем, что у аукциониста есть такое право. Данная ставка не может превысить резерв, то есть минимальную цену, за которую владелец лота готов его отдать. В свою очередь, резерв должен быть меньше нижней границы предполагаемой стоимости.

Существуют ли варианты заочного участия в торгах, без присутствия в зале?

Конечно. Я, например, принимаю ставки по телефону: в аукционном зале у нас расположен операторский центр, и во время торгов мы звоним клиентам, выразившим заинтересованность в приобретении текущего лота. Мы можем также принимать ставки в режиме онлайн на всех аукционах, кроме вечерних, на которых выставляются самые ценные лоты. Есть вариант заочного участия, когда потенциальные покупатели заранее сообщают нам максимальную цену, которую они готовы заплатить за конкретный лот. Она вносится в «книгу» аукциониста. Во время торгов в пределах заявленной суммы ставки от имени заочных участников делает опять же сам аукционист.

_AP_18129024369085.jpg

И часто люди выбирают такой вариант участия в аукционе?

Среди коллекционеров, с которыми я работаю, есть такие, которые предпочитают делать ставки именно заочно. Они сами для себя обозначают максимальную сумму, которую готовы потратить на интересующий их лот, и не участвуют в торгах в режиме реального времени, чтобы избежать соблазна «биться» до последнего. Коллекционеры, как правило, очень азартны, и заочный вид участия для них — способ самоконтроля. Но если человек по-настоящему хочет приобрести то или иное произведение искусства, я советую ему делать ставки либо лично в зале, либо по телефону, ведь никогда не знаешь: вдруг еще одна ставка — и все, картина твоя. Чтобы потом не было сожалений.

А бывает ли, что покупатель, наоборот, жалеет о своем приобретении и потраченных деньгах?

Бывает, но, исходя из личного опыта, могу сказать, что чаще всего покупатель как раз остается доволен. Сам процесс участия в торгах за произведение искусства становится частью истории этого произведения. Я общалась с парами, которые вместе приходили на аукцион, и не раз слышала, как, например, мужчина говорил: «Моя супруга продолжала делать ставки, что меня совсем не радовало. Но теперь я счастлив, что она не послушала меня и не остановилась. Ведь то самое произведение стало моим любимым в коллекции». Практика показывает: если даже человек делал ставки слегка за пределами зоны комфорта, через некоторое время приходит понимание, что оно того стоило.

Фото: GETTY IMAGES (X5), AP / EAST NEWS (X3), WENN / LEGION-MEDIA, REUTERS / PIXSTREAM (X3)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2018 г.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ