Лоукостеры: быстро, с комфортом, недорого — выбери два

Лоукостеры: быстро, с комфортом, недорого — выбери два

Краткий гид «Вокруг света» по особенностям путешествий с бюджетным авиаперевозчиком.

Первые лоукостеры, или лоукосты (они же бюджетные авиакомпании), появились в США в 1980–1990-х годах и довольно быстро распространились по всему миру, став одним из самых популярных видов регионального воздушного транспорта как у туристов, так и у бизнес-путешественников. Еще бы: возможность слетать на пару дней или на выходные в другой город или даже страну за 15–30 евро (приблизительно 1500–2500 руб.) кажется невероятно выгодной, не правда ли? «Вокруг света» рассказывает, что нужно учитывать, если вы решили вытянуть «счастливый билет»… то есть слетать куда-то лоукостером.

Необходимое предуведомление: а почему так дешево?

Многие путешественники, впервые столкнувшиеся с лоукостерами, удивляются такой щедрости авиакомпаний и несправедливо заранее подозревают их в мошенничестве. Что ж, давайте разберемся, из чего складывается цена столь доступного билета, точнее даже — за счет чего эта цена снижается. Сразу отметим: лоукостеры вряд ли подойдут тем, кто привык летать с максимальным комфортом и всеми полагающимися «плюшками». Зато это идеальный вариант для тех, кто всегда путешествует налегке и готов мириться с вполне приемлемыми неудобствами (в виде, например, отсутствия питания на рейсе, длящемся 1,5–2 часа).

Итак, вот на что нужно обращать в первую очередь, когда вы выбираете полет лоукостером:

   • направление,
   • дата и время вылета,
   • цена билета и тарифы,
   • ручная кладь и багаж,
   • дополнительные опции,
   • регистрация на рейс.

Направление

Первая статья экономии для бюджетных авиаперевозчиков — аэропортовый сбор, или плата за обслуживание в аэропорту. Чем меньше сбор, тем дешевле билет. Разумеется, цена сбора зависит от размера, оснащенности и расположения авиахаба, то есть чем аэропорт больше, современнее и ближе к городу, тем, как правило, выше сбор. «Как правило» — потому что бывают исключения, так как некоторые аэропорты попросту не могут позволить себе задирать стоимость сбора. Так, многие аэропорты, расположенные в черте города (такие как берлинский Тегель или киевский Жуляны), устанавливают минимальные аэропортовые сборы, и летающие в/из них лоукостеры (британский easyJet, ирландский Ryanair, испанский Vueling в первом случае и венгерский Wizz Air во втором) чувствуют себя прекрасно, а пассажиры — еще лучше.

Pobeda_VQ-BTD_Boeing_737-8MA_(20679727523).jpg
Boeing 737-800 авиакомпании «Победа»

И все же чаще, чтобы сэкономить, лоукостеры для вылета и посадки используют не самые популярные и удобные аэропорты. Возьмем, к примеру, отечественную «Победу: из московского Внуково на самолетах этого лоукостера можно улететь в Барселону, но не в главный тамошний аэропорт Эль-Прат, а в аэропорты Жироны или Реуса, от каждого из которых до столицы автономного сообщества еще добрых 100 километров (в отличие от 15 километров, разделяющих Эль-Прат и площадь Каталонии в центре города).

Другой способ снизить стоимость билетов, которым пользуется «Победа»: летать в небольшие города рядом с основными туристическими направлениями, а уже оттуда организовывать трансферы до пункта назначения на автобусе или поезде. Так, именно поэтому на сайте отечественного бюджетного авиаперевозчика при выборе направления у Венеции в скобках стоит Тревизо (около 40 километров), у Милана — Бергамо (60 километров), у Мюнхена — Мемминген (больше 100 километров).

Такая практика распространена у многих лоукостеров, поэтому главное здесь — обращать внимание на то, какой именно аэропорт прибытия указан в маршруте. Не поленитесь найти в поисковике официальный сайт хаба, а на нем страничку «Как добраться» (To and from the airport) — и вы сэкономите не только деньги, но и время и нервы.

В новостях часто сообщают о том, что та или иная бюджетная авиакомпания начнет летать по таким-то направлениям. Что это значит?

Чаще всего подобные новости означают, что та или иная компания получила от государства допуск на совершение полетов над своей территорией. Это не гарантирует того, что такие рейсы реально появятся в штатном расписании лоукостера, поскольку перевозчику они могут быть просто невыгодны.

Дата и время вылета

Помимо платы за обслуживание в аэропортовый сбор входит еще и плата за парковку или стоянку. Иными словами, чем больше времени самолет проводит на земле (неважно: а ангаре, или в дальнем углу летного поля, или у гейта), тем дороже парковка и, как следствие, билет. Поэтому многие лоукостеры практикуют так называемый маршруточный принцип перевозок: самолет прилетает в аэропорт, высаживает одних пассажиров, быстренько чистится (буквально за 15–20 минут), принимает новых пассажиров и сразу же улетает обратно.

«Ночуют» самолеты только в своих домашних аэропортах — хабах («Победа» — во Внуково, airBaltic — в Риге и так далее).

GettyImages-672870572.jpg
Bombardier CS300 авиакомпании airBaltic в рижском аэропорту. Справедливости ради нужно заметить, что формально airBaltic не является лоукостером, более того, вообще-то это национальный авиаперевозчик Латвии (как «Аэрофлот» в России), но во многом авиакомпания соблюдает те же принципы работы, что и популярные лоукостеры. Да и цены на билеты у airBaltic вполне себе «лоу», то есть низкие

Наконец, аэропортовый сбор часто зависит от времени вылета и прилета. Ночью летать дешевле, в теплое время года и особенно в пик туристического сезона и/или на праздники — дороже. Так что при покупке и оформлении билета обращайте особое внимание на дату и время вылета и прилета. Если планируете улететь лоукостером в праздники, берите билеты заранее — вполне может быть, что ближе к дате билетов просто не будет или они будут стоить не намного меньше, чем у классических перевозчиков. Рыночный закон спроса и предложения никто не отменял.

Билеты и тарифы

При выборе конкретного билета и тарифа нужно обращать внимание на такие вещи:

   • ручная кладь,
   • включенный в стоимость багаж,
   • питание на борту,
   • выбор места,
   • возможность сдать/обменять билет или изменить в нем информацию.

Обычно у компаний-лоукостеров бывает от трех тарифов с разными параметрами по этим пунктам и некоторым другим дополнительным опциям (чуть подробнее о каждой из них — чуть ниже). Логично, что чем проще конфигурация, тем дешевле билет. Самые дешевые билеты предполагают, что вы летите только с ручной кладью установленного размера, на месте, которое вам автоматически назначит авиакомпания, без питания и так далее. Собственно, концепция лоукостера в том, что за очень и очень небольшие деньги вы просто летите из пункта А в пункт Б, а за комфорт придется доплачивать.

Так, в более дорогие тарифы входит и багаж, и питание, и выбор места, и (у некоторых перевозчиков) смены даты и/или времени вылета, сдачи билета и так далее. Порой при обмене новый билет оказывается дороже старого и приходится доплатить разницу, но тут уже появляется вопрос: зачем вам вообще понадобился лоукостер?

1024px-JA737M.JPG
Boeing 737-800 азиатского лоукостера Skymark в аэропорту Ханэда (Токио, Япония)

Лоукостеры хотят быть уверенными, что их рейсы окупятся полностью или почти полностью (иначе бизнес попросту нерентабелен), поэтому регулярно запускают акции вроде ранней продажи билетов. Распродажи стимулируют пассажиров, а компании заранее — часто за полгода до рейса — получают от будущих клиентов своеобразный кредит доверия. Учитывая, что билеты на большинство «дешевых» рейсов невозвратные, то есть их нельзя сдать или обменять без больших финансовых потерь или переплат, то схема выгодна по крайней мере для тех, кто летает много и покупает билеты заранее и внимателен при их оформлении.

Впрочем, часто можно получить назад часть денег даже с невозвратного билета — например, ту же сумму аэропортового сбора. Опять же внимательно читайте правила конкретного тарифа перед оформлением.

Ручная кладь и багаж

Ручная кладь — настоящий камень преткновения для пассажиров лоукостеров. Политика бюджетных авиаперевозчиков в отношении ручной клади и багажа обычно невероятно строга (только установленные параметры для ручной клади и ощутимая доплата за багаж, порой превышающая стоимость билета). А пассажиры, привыкшие летать классическими рейсами с включенными в стоимость билета ручной кладью (на нестандартные размеры которой, если они не намного превышают разрешенные, перевозчики часто закрывают глаза) и багажом регулярно сетуют на «несправедливость» и неприятно удивляются, когда в аэропорту их просят доплатить за негабаритную ручную кладь или возможность сдать сумку/чемодан в багаж.

GettyImages-904925130.jpg
Рамки-калибраторы авиакомпаний Wizz Air и Ryanair для проверки ручной клади у стоек регистрации на рейс в аэропорту

Например, согласно текущей политике Ryanair пассажир экономкласса может взять с собой один большой (55 см x 40 см x 20 см) и один маленький предмет (35 см x 20 см x 20 см), причем бóльший отправится в багажное отделение самолета (забрать оба предмета на борт могут только пассажиры, оформившие билеты тарифа «Плюс»). Если пассажир экономкласса захочет взять бóльший предмет на борт или размеры ручной клади будут превышать указанные в правилах, то ему придется заплатить штраф в размере 50 евро за единицу багажа (приблизительно 3600 руб.)

Такая строгость бюджетных авиакомпаний в отношении ручной клади и багажа продиктована опять же стремлением во что бы то ни стало снизить цену на билеты. Так что, покупая билет у того же Ryanair за 10–15 евро, вы заранее соглашаетесь играть по правилам перевозчика. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию в аэропорту, внимательно ознакомьтесь с правилами перевозки ручной клади и багажа по вашему тарифу у конкретного перевозчика при покупке билета, измерьте ваш багаж и сразу решите, нужно ли вам покупать дополнительное место багажа: у большинства лоукостеров доплата за дополнительную единицу багажа при оформлении билета гораздо ниже, чем при покупке этой опции в аэропорту.

Дополнительные опции

Как уже было сказано выше, лоукостер везет вас из точки А в точку Б за смехотворные деньги, поэтому понятно, что за любую услугу, входящую у классических перевозчиков в стоимость по умолчанию, здесь придется доплачивать. При оформлении билета покупка дополнительных опций будет выглядеть как своеобразный конструктор: чаще всего вам будет предложено поставить или, наоборот, снять галочки с соответствующих услуг.

Выбор места: если путешествуете в одиночку, место не так уж важно. А вот если летите с компанией, то можно и доплатить, чтобы сесть рядом с близким или другом. У большинства лоукостеров пересаживаться с места на место в салоне самолета строго запрещено.

Питание на борту: также за дополнительные деньги. С другой стороны, как мы уже отмечали выше, подкрепиться можно и до вылета и/или потерпеть пару часов в воздухе без еды. А еще большинство лоукостеров абсолютно не против проноса еды с собой на борт, так что если вы уверены, что точно не выдержите без еды, то просмотрите правила авиакомпании относительно питания и заранее приготовьте с собой сэндвич или купите что-нибудь для перекуса в дьюти-фри.

Страховка: на время полета вам, скорее всего, не понадобится — у вас и так должна быть туристическая страховка на время путешествия. А вот если в пункте назначения вас ждет пересадка или вы летите на деловую встречу, на которую нельзя опаздывать, то имеет смысл взять страховку на случай задержки/переноса рейса — лоукостеры, в конце концов, как и другие авиаперевозчики зависят от погоды и режима работы аэропортов, так что и у них случаются непредвиденные задержки и переносы. К тому же обычно такая страховка стоит копейки.

Негабаритный багаж: например, спортивный инвентарь. Тут все понятно: везете что-то негабаритное — обязательно заранее оплатите провоз такого багажа, чтобы не переплачивать в аэропорту. Также внимательно изучите ограничения по весу и размерам негабаритного багажа и свяжитесь с оператором рейса, если у вас они превышают указанные в правилах авиакомпании — специалист подскажет, как лучше поступить.

Доступ в бизнес-зал и приоритетное обслуживание: тут все вроде тоже понятно. Хотите скоротать время перед рейсом с комфортом, первым пройти досмотр и зайти в самолет — платите.

GettyImages-578071356.jpg
Стойки проката автомобилей в аэропорту Майами (шт. Флорида, США)

Прочие услуги: многие лоукостеры, как и классические авиаперевозчики, предлагают своим клиентам такие услуги, как подбор отеля или прокат автомобиля по прибытии в аэропорт назначения. Выбирать эти опции или нет — решать вам. В любом случае вы всегда можете заранее проверить стоимость услуг во всех доступных конфигурациях и понять, что выгоднее.

Регистрация на рейс

И вновь с целью экономии у многих лоукостеров введены строгие правила относительно регистрации. Так, у одних бюджетных авиакомпаний обязательна онлайн-регистрация (обычно она открывается за 24 часа и заканчивается за 40 минут до вылета), а за регистрацию в аэропорту придется платить.

GettyImages-578128766.jpg
Стойки регистрации американского лоукостера Southwest Airlines в аэропорту Денвера (шт. Колорадо, США)

У других, напротив, регистрация доступна только из аэропорта, причем необходимо отстоять очередь на стойке. Такое часто бывает на зарубежных направлениях у российских авиакомпаний (той же «Победы»), когда оператор должен проверить не только данные пассажира, но и наличие у него визы, а также соблюдает ли пассажир визовый режим (например, не превышено ли количество дней пребывания в стране, куда направляется путешественник, разрешенное согласно требованиям иммиграционной политики страны — пункта назначения). Чтобы сэкономить, по возможности регистрируйтесь на рейс в интернете.

Чек-лист

Чтобы ваш опыт полета лоукостером не оказался негативным, а воспоминания о путешествии — исключительно приятными, заранее:

   • проверьте, в какой аэропорт вы прилетаете и как будете добираться из него до города в пункте назначения;
   • уточните время вылета и прилета и спланируйте поездку в (из) аэропорт;
   • выберите тариф, который предусматривает только ручную кладь или включенный в стоимость билета багаж в зависимости от того, путешествуете ли вы налегке или собираетесь возвращаться из путешествия с заметно потяжелевшим чемоданом;
   • изучите правила провоза ручной клади у конкретного перевозчика;
   • добавьте или исключите дополнительные услуги (выбор места, питание на борту и так далее) при оформлении билета — в аэропорту это будет дороже;
   • зарегистрируйтесь на рейс заранее в интернете, если политика авиакомпании не предусматривает другой опции.

Фото: NurPhoto / Contributor (в анонсе) / Getty Images, Anna Zvereva / commons.wikimedia.org, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Shacho0822 / commons.wikimedia.org, NurPhoto / Contributor / Getty Images, Jeff Greenberg / Contributor / Getty Images, Michael Reaves / Contributor / Getty Images

 
# Вопрос-Ответ
Кто живет в Гренландии?

Эскимосы, датчане и другие европейцы

Где впервые ввели правила дорожного движения?

Первые такие правила ввел Юлий Цезарь в Римской Империи