Другое измерение: 8 секретов «Авиньонских девиц» Пикассо

Другое измерение: 8 секретов «Авиньонских девиц» Пикассо

Экспериментаторы привыкли к критике. Публика консервативна и не понимает смелых решений! Но Пабло Пикассо выделился и тут: его картину «Авиньонские девицы» осудили даже друзья и единомышленники.

VS05_039_KulturniyKod.jpg
Нажмите для увеличения

Картина «Авиньонские девицы»
Холст, масло 243,9×233,7 см
1907
Ныне хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке

Когда Анри Матисс, один из самых эпатажных художников в те годы, увидел в мастерской Пикассо эту работу, то оскорбился. Матисс решил, что его младший товарищ просто издевается над сторонниками обновления искусства, прежде всего над ним самим. «Вы как будто хотите заставить нас набрать в рот керосина и выдыхать огонь», — высказал автору свои впечатления от полотна другой живописец, Жорж Брак. «Какая потеря для французского искусства!» — сокрушался о «сбившемся с пути» художнике русский меценат Сергей Щукин. «Работа безумца», — припечатал французский коллекционер Амбруаз Воллар. Еще один художник выразил опасение, что Пикассо в один прекрасный день повесится перед своим непонятым и непринятым произведением.

Картину, позже прославившуюся под названием «Авиньонские девицы», не спешили ни покупать, ни выставлять. Публике ее впервые показали только в 1916 году, спустя девять лет после создания. Однако отношение к произведению менялось. Под влиянием «Авиньонских девиц» тот же Жорж Брак вместе с Пикассо стал отцом-основателем нового направления — кубизма. Впоследствии эту картину назвали шедевром, с которого, возможно, в искусстве по-настоящему начался XX век.

1. Интерьер. Действие происходит в публичном доме. Пикассо так всегда и говорил о картине — «мой „Бордель“». Более пристойное название, «Авиньонские девицы», дал ей в 1916 году друг художника и организатор выставки Андре Сальмон. Авиньон в данном случае не город во Франции, а название оживленной улицы в Барселоне.

2. Женщины. Арт-критик Лео Штейнберг в статье 1972 года одним из первых предположил, что, изобразив этих женщин агрессивными и жуткими, художник дал выход страху заразиться от них венерическим заболеванием — довольно распространенному опасению в Париже начала XX века.

VS05_039_KulturniyKod-3.jpg

3. Фрукты. Кусок дыни, напоминающий острый серп, яблоко и груша, похожие на куски мяса, — зловещие запретные плоды, отражение той же фобии.

VS05_039_KulturniyKod-4.jpg

4. «Африканские маски». Пикассо отрицал влияние африканского искусства в этой картине. Однако известно, что в 1907 году художника впечатлила выставка масок Черного континента в Этнографическом музее в Париже, которую он посетил до того, как завершил шедевр. Традиционное искусство народов Африки считалось примитивным, но Пикассо привлекала экспрессия и свобода от европейских изобразительных канонов.

VS05_039_KulturniyKod-5.jpg

5. «Иберийские скульптуры». Лица этих двух девушек напоминают скульптуры VI–III веков. до н. э., найденные на Иберийском полуострове. Сам Пикассо подтверждал, что учился у древнего иберийского искусства.

VS05_039_KulturniyKod-6.jpg

6. «Таитянка». Американский исследователь Уильям Рубин увидел в этой фигуре отсылку к портретам и скульптурам Поля Гогена — поклонника традиционного искусства Океании.

7. Совмещенные ракурсы. Попытки совместить в двухмерном пространстве изображения предмета с разных точек зрения — шаг к кубизму. По мнению историка науки Артура Миллера, к этому новому принципу Пикассо пришел под влиянием идей математиков Эспри Жуффре и Анри Пуанкаре о визуализации четвертого измерения.

VS05_039_KulturniyKod-7-8.jpg

8. Геометрические элементы. Совет Поля Сезанна, творчество которого Пикассо очень ценил, — различать в природе простые геометрические формы — кубисты взяли на вооружение. Само название нового направления в искусстве появилось в 1908 году, после того как арткритик Луи Восель язвительно высказался о творческой манере Жоржа Брака: художник-де весь окружающий мир сводит к кубам.

ХУДОЖНИК
Пабло Пикассо

_AKG20885.jpg1881 — родился в испанском городе Малага в семье преподавателя рисунка и живописи.
1918–1955 — был женат на русской балерине Ольге Хохловой. У пары родился сын Пауло (Поль).
1927–1939 — роман с Мари-Терез Вальтер, дочерью модистки. У влюбленных родилась дочь Майя.
1944–1953 — связь с художницей Франсуазой Жило, родившей ему сына Клода и дочь Палому.
1961 — женился на Жаклин Рок.
1973 — умер от отека легких в Мужене, Франция. Похоронен в замке Вовенарг.

Этапы творчества: Цвета жизни

01A5FRXN.jpg

1901–1905
Голубой период

«Любительница абсента», «Голубая комната», «Трагедия»

01AX5EUN.jpg

1904–1906
Розовый период

«Семья комедиантов», «Девочка на шаре»

01A5FS19.jpg

1906–1908
Африканский период

«Авиньонские девицы», «Обнаженная с драпировкой»

01AX5MDV.jpg

1909–1912
Аналитический кубизм

«Поэт», Ma jolie («Женщина с гитарой»)

01AYDZFJ.jpg

1912–1917
Синтетический кубизм

«Натюрморт с плетеным стулом», коллажи с разными материалами и надписями; скульптура из бумаги, картона, металла

01AYMBE0.jpg

1917–1925
Неоклассицизм

«Портрет Ольги в кресле», «Две женщины, бегущие по пляжу»

01B54MB6.jpg

1925 — середина 1930-х
Сюрреализм

Серия портретов Мари-Терез Вальтер, 100 офортов «Сюита Воллара», «Распятие»

Фото: AKG / EAST NEWS, DIOMEDIA (X8)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2018 г.

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ