C чего начиналась Skoda Octavia

C чего начиналась Skoda Octavia

Гагарин еще не побывал в космосе, а трудящиеся уже бороздили просторы Чехословакии на этой модели.


Нет такого двора, в котором не обнаружилась бы Skoda Octavia. Дачники любят ее за огромный багажник, таксисты — за надежность, сорвиголовы — за  горячую версию RS (на которой, впрочем, тоже можно перевезти бабушкин комод на дачу). Строгий дизайн, образцовая эргономика, безупречные ездовые манеры — за эти качества «Шкоду» давно прозвали чешским «Фольксвагеном». И если хоть что-то можно поставить этим автомобилям в вину, так это их «излишняя правильность» (есть такие люди, у которых даже хорошее — враг хорошего, мы узнаем их по желтым спойлерам и наклейкам my life… my rules) и… неконкретное «даже как-то скучно». Последнее не будем комментировать. Скучно — прыгни с парашютом.


Octavia первого поколения (из новых). Парадокс: модель на базе Volkswagen Golf IV с несметным числом общих деталей в интерьере вышла раньше самого «Гольфа»: Octavia продавалась с 1996 года, а четвертый Golf представили только в конце 1997-го

Первое поколение «Октавии» на платформе Volkswagen Golf IV начали выпускать в 1996 году, а в России собирали до 2011-го. Этот автомобиль со скромным, но нестареющим дизайном известен всем. А как хороша была версия с 1,8-литровым турбомотором! Правда, есть одно но: это первое поколение — не совсем первое.


Модель под названием Octavia выпускали в Чехословакии с 1959 года. Это было и другое время, и совсем другая страна. Предприятие называлось «Автомобильные заводы, национальная компания» (Automobilové závody, národní podnik или AZNP), и до вхождения марки Skoda в группу Volkswagen оставалось еще 32 года. Без сомнения, то была эпоха дешевых и в высшей степени утилитарных автомобилей. Или, как говорил советский телевизор, автомашин. И все же для новой модели, ставшей для чешской марки важнейшей, почему-то выбрали название из далекого социалистического прошлого. Чем та Octavia заслужила реинкарнации?


В самом названии искать хитрости не стоит: оно обозначает порядковый номер — Octavia стала восьмой моделью, выпущенной национализированным предприятием. Другие «Шкоды» чаще довольствовались каким-нибудь невразумительным цифровым индексом. Octavia была двухдверным седаном. Если ты вспомнишь «Запорожец», то согласишься, что не всякий двухдверный седан достоин громкого звания купе. Впрочем, Octavia была вовсе не «Запорожцем».


Довольно симпатичный кузов стоял на трубчатой хребтовой раме, дорожный просвет был побольше, чем у нынешних кроссоверов, а подвеска впервые стала пружинной. Правда, только передняя — сзади по-прежнему оставались рессоры. Четырехцилиндровый карбюраторный мотор объемом 1,1 л на старте производства в 1959 году развивал 40 л. с. Позже его модернизировали, и он стал выдавать титанические 42 л. с.

Отличная подборка фирменных рекламных плакатов «Октавии»

Этого хватало, чтобы разогнать машину до 110–115 км/ч, а расходовала Octavia не так уж и много — около 7,7 л бензина на 100 км пути. Правда, вождение модели 1959 года тяжело сравнить с современной водительской расслабленностью. Например, 4-ступенчатая «механика» имела синхронизаторы только на трех высших передачах. С другой стороны, стоит ли говорить «только» — по тем временам это довольно прогрессивная конструкция для автомобиля из соцлагеря.


Skoda Octavia Super

Помимо стандартного автомобиля выпускали версию Octavia Super с 1,2-литровым двигателем, развивавшим 45 л. с., а позднее — 47 л. с. Этот неистовый спорткар уже был способен развить 115–118 км/ч. Конечно, если отыскать достаточно асфальта. А были еще и версии Octavia TS и Octavia 1200 TS. На их двигатели (1,1 л и 1,2 л соответственно) ставили не по одному, а по два карбюратора Jikov, так что и мощность достигла 50 и 55 л. с. Мы спросили у инженеров, нельзя ли было поставить четыре, а лучше шесть карбюраторов и получить, скажем, сил 120. Но представители Skoda благоразумно отказались переводить этот вопрос.


Для самых практичных выпускали модификацию Octavia Combi (универсал так называется и сегодня) с большим-пребольшим багажником. Правда, практичностью отличались и ответственные за производство. Не меняя величину колесной базы и используя те же передние двери, можно было выпускать только трехдверный универсал. Впрочем, и на том спасибо!


Skoda Octavia Combi

Удивительно, но в то же время чехи решились на выпуск чего-то антиутилитарного. Кабриолет семейства Octavia назывался Felicia и выпускался c 1959 по 1964 год. Это имя тоже возвращалось в девяностых и, возможно, появится вновь. Двухдверок сделали не так уж и мало — почти 15 тысяч. В начале 1960-х Felicia была единственным серийным кабриолетом соцлагеря, и большая часть машин уходила на экспорт, в том числе в Западную Европу, Канаду и даже Новую Зеландию. Существовала версия с правым рулем.


Skoda Felicia

На экспорт отправилась и большая часть универсалов Combi (выпустили более 54 тысяч штук), за рубежом продавали и «Октавию» с кузовом седан. Модель выпускали до 1964 года: изготовили без малого 230 тысяч стандартных версий, почти 80 тысяч Octavia Super и лишь 2273 машины модификации Octavia TS c двумя вариантами двигателей.


История «Октавии» возобновилась только в 1996 году, о чем мы упомянули в самом начале. Все предыдущие модели «Шкоды» 1990-х годов, сделанные уже в составе группы Volkswagen, можно считать репетицией. А вот Octavia стала тем самым лицом марки, которое искали: долгоиграющий дизайн, практичный кузов лифтбэк, напоминающий строгий седан, и большие по меркам класса размеры: построенная на платформе «Гольфа» Octavia по простору и объему багажника была сопоставима с более крупным и куда более престижным «Пассатом» B5.


На конвейере Octavia продержалась целых 15 лет, и собирали ее не только в Чехии, но и в Индии, Казахстане, Украине, России и даже в Латинской Америке. Предложение было чрезвычайно разнообразным: вновь появился универсал Combi (нормальный, пятидверный), были доступны дизельные и бензиновые двигатели и даже полный привод. Британская полиция использовала заряженную версию RS в качестве скрытого автомобиля-перехватчика. Такая Octavia не привлекала лишнего внимания, но благодаря 180-сильному турбомотору была неожиданно быстрой.


Лифтбэк и универсал Octavia, 2004 год

Второе поколение «Октавии» выпускали с 2004 по 2013 год, в том числе и на заводе Volkswagen в Калуге. Впервые в семействе появилась модель Scout — полноприводный универсал с защитным обвесом из неокрашенного пластика и увеличенным клиренсом. Правда, увеличенный дорожный просвет имели все «Октавии» для России, поэтому в нашей стане Scout не имел геометрических преимуществ перед обычным универсалом Combi. Впрочем, это не помешало ему получить прозвище «бюджетного Audi Allroad».


Octavia Scout после рестайлинга 2009 года

Об «Октавии» нынешнего поколения мы уже рассказали немало. Напомним, что модель обновили в конце 2016 года. В России продаются все модификации: и лифтбэк, и универсал Combi, и Scout повышенной проходимости, и спортивная версия RS. Она, кстати, тоже может быть универсалом — для тех, кто знает толк в автомобильном троллинге. Да и просто в хороших и по-настоящему универсальных машинах.


На этом фото все три поколения модели. Слева нынешняя Octavia до рестайлинга, какой она выпускалась с 2013 года


Octavia Super начала 1960-х и новый Scout

Впереди у марки Skoda дальнейшее расширение модельного ряда, полностью электрические и самоуправляемые модели. Не исключено, что поездку на олдтаймерах, которую совершили мы, владельцы «Шкод» будущего повторить не смогут. И не потому, что чешская классика потеряет способность передвигаться, — скорее, обыватели забудут, для чего нужна третья педаль и как управляться с несинхронизированной коробкой передач. В машине без единого USB-порта.

Фото: SKODA AUTO Corporate Historical Archives

Материал опубликован на сайте Maximonline.ru

Ключевые слова: авто, Skoda, Octavia
 
# Вопрос-Ответ