Там, где живут чудовища: 6 фактов о Тоторо Хаяо Миядзаки

Там, где живут чудовища: 6 фактов о Тоторо Хаяо Миядзаки

Один из самых узнаваемых персонажей аниме во всем мире — Большой Тоторо из мультфильма Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо». В основе этой, казалось бы, доброй детской сказки — мрачная история.

_010_A7A13245_270-1.jpg
Нажмите для увеличения

Фильм «Мой сосед Тоторо»
86 минут, 1988 год
Сюжет. Две девочки переезжают с отцом из города в деревню — поближе к больнице, где лечится их мать. Дети знакомятся с загадочными существами из леса, которые впоследствии помогают старшей сестре найти заблудившуюся младшую.

Профиль Тоторо — часть логотипа студии Ghibli. В нескольких городах Японии есть копии автобусной остановки из самого знаменитого кадра с ним. Популярность сказки помогла Миядзаки защитить от вырубки изображенный в фильме «лес тоторо» — уникальную природу Саямских холмов.

Однако название городка Саяма у японцев до сих пор ассоциируется с «саямским инцидентом». 1 мая 1963 года там была похищена, а затем жестоко убита 16-летняя девочка. Ее искала вся округа, а старшая сестра, тщетно пытавшаяся передать похитителю выкуп, не смогла пережить утрату и покончила с собой. В Японии очень популярна теория, будто фильм — развернутая метафора «саямского инцидента», поскольку Тоторо и другие существа олицетворяют смерть, унесшую двух сестер. Якобы неслучайно младшая из героинь пропадает и старшая обнаруживает ее возле статуй буддийского божества Дзидзо, покровителя мертвых детей, а одна из надписей на табло волшебного котобуса, который подвозит девочек, — «Могильная дорога». Сам Миядзаки отрицает (что неудивительно) связь мультфильма с трагедией, да и финал у сказки счастливый: девочки возвращаются домой. Однако трудно представить, как японский режиссер долгие годы вынашивает историю о Саямских холмах и при этом не думает об инциденте. В фильме можно найти некоторые подтверждения гипотезе, что это своеобразная дань памяти погибшим девушкам или даже попытка «переиграть» трагедию, рассказав историю, как дети прошли по границе с миром мертвых и вернулись к живым.

VS12_037_KulturniyKod-1.jpg

1. Тоторо. Так младшая девочка Мэй называет сверхъестественных созданий из леса, неправильно выговаривая слово tororu — «тролль», которое сестры вычитали в норвежской сказке о трех козлятах. Но тоторо — существа не из европейского и не из японского фольклора, их как будто выдумали сами дети. При этом тоторо обитают не просто в лесу, а в глубокой норе под корнями дерева, что связывает их с нижним миром, миром мертвых.

2. Мэй. Девочке 4 года, а ее имя — омоним названия месяца мая по-английски, May, именно в мае произошло саямское убийство. Мэй первая встречает Маленького Тоторо и Среднего Тоторо и, следуя за ними, проваливается в нору, то есть совершает ритуал перехода в мир духов.

VS12_037_KulturniyKod-2.jpg

3. Сацуки. Старшей сестре 11 лет.
В фильме она поднимает всю округу на поиски пропавшей Мэй. Имя Сацуки — это тоже название пятого месяца, то есть мая, но по-японски.


4. Остановка. Надпись означает: «Автобусы до Нанакунияма. Остановка „Храм Инари“». Возможно, намек на связь с городом Саяма. Рядом с остановкой Мэй обнаруживает старое святилище Инари со статуями лис — животных этого синтоистского бога. В Саяме есть парк Инарияма — «гора Инари».

VS12_036_KulturniyKod-1.jpg

5. Лес. В представлениях разных народов мира чаща — это пограничная зона перед царством мертвых. В лесу, за пределами принадлежащего людям пространства, в архаических сообществах подростки проходили обряд инициации, символически умирая и возрождаясь.

6. Зонт. Это не только предмет первой бытовой необходимости в дождливой Японии. Как пишет востоковед Анатолий Мещеряков, «в самом общем виде наличие зонтика символизирует защиту от всякой нечисти». Первый знак того, что сестер, временно оставшихся без матери, оберегает окружающий мир, они получают как раз в виде зонта. Его мимоходом вручает Сацуки одноклассник, когда девочки обращаются с молитвой к Дзидзо, покровителю путников и детей — умерших и живых, — пытаясь укрыться в его святилище от дождя.

Режиссер
Хаяо Миядзаки

_010_A7A08A96_110.jpg1941 — родился в Токио в семье директора завода, где изготавливались детали самолетов-истребителей Zero.
1963 — отучившись в университете на политолога и экономиста, пошел работать мультипликатором в студию Toei Animation.
1965 — женился на коллеге Акэми Ота. В браке родилось двое детей.
1979 — создал свой первый полнометражный мультфильм «Люпен III: Замок Калиостро».
1985 — вместе с коллегой Исао Такахатой основал студию Ghibli.
2001 — снял «Унесенных призраками», первый японский анимационный фильм, получивший «Оскар».
2013 — стал режиссером фильма «Ветер крепчает», после чего сообщил, что это его последний полный метр.
2016 — приступил к работе над полнометражным мультфильмом «Гусеница Боро».

Фото: AFP / EAST NEWS (X2)

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2017 г.

 
# Вопрос-Ответ