Показания свидетеля

Показания свидетеля

Картины знаменитого пейзажиста до появления кинематографа заменяли современникам не только художественные, но и документальные фильмы

В век, когда фотография и киносъемка были невероятными техническими новшествами, художника ценили за возможность посмотреть на дальние края чужими глазами не только простые зрители, но и люди науки. logo-RGOVS.jpgНедаром в 1853 году Айвазовского приняло в свои ряды Императорское Русское географическое общество.

В 2017 году в честь 200-летия со дня рождения мариниста в Крыму по инициативе регионального отделения РГО пройдут посвященные Айвазовскому мероприятия и будут установлены несколько мемориальных табличек в память о нем. Кроме того, к юбилею художника в Феодосии планируется основательный ремонт картинной галереи, которую Айвазовский создал и завещал городу.

374578.jpg

«Затмение солнца в Феодосии в 1851 году».

Вариант 1876 года из частного собрания. «Нужно иметь высокий дар художника для записи таких наблюдений... на полотно живописца. И такие записи делаются не только достоянием искусства, но и достоянием науки», — сказал в 1887 году об Айвазовском тогдашний вице-председатель ИРГО Петр Семенов-Тян-Шанский. Редкое астрономическое явление художник наблюдал 16 июля (ст. ст.) 1851 года. Запечатлев его, подарил картину ИРГО. В 2001 году ее украли из здания РГО в Санкт-Петербурге.

Vid-Leandrovoi-bashni-Konst.jpg

«Вид Леандровой башни в Константинополе». 1848 год.

«Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь, и Венеция», — восхищался художник Константинополем, увидев его впервые. Айвазовский приехал туда в ходе экспедиции вместе с великим князем Константином Николаевичем и вице-адмиралом Федором Литке, которые в том же, 1845 году основали Императорское Русское географическое общество, став его первыми президентом и вице-президентом. А живописец так полюбил османскую столицу, что посетил ее еще несколько раз.

Ivazovski-1.jpg

«Великая пирамида в Гизе». 1871 год.

В 1869-м Айвазовский прибыл в Египет в составе российской делегации на открытие Суэцкого канала и стал первым художником, изобразившим его как маринист. Живописец вспоминал: «Когда русский пароход входил в Суэцкий канал, шедший впереди его пароход французский сел на мель, и пловцы принуждены были переждать, покуда тот снимется. Эта остановка длилась часов пять… Чтобы сократить время, пассажиры русского парохода устроили импровизированный вокальный концерт: г-жа Киреева, обладая прекрасным голосом, приняла на себя обязанность запевалы, стройный хор подхватывал… И вот на берегах Египта зазвучала песня о „матушке-Волге“…»

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2017

Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ