Пианиссимо: как устроен лучший в мире рояль

Пианиссимо: как устроен лучший в мире рояль

«Steinway — единственное фортепиано, на котором пианист может делать все что хочет. И все, о чем мечтает», — говорил семикратный лауреат «Грэмми» Владимир Ашкенази. Джон Леннон же ничего не говорил, а просто сочинил за «Стейнвеем» свою самую главную песню Imagine. На фабрике Steinway&Sons в Гамбурге «Вокруг света» выяснил, чем лучшие рояли отличаются от обычных

CK1_7061.jpg
Фортепиано Steinway&Sons. Гамбург, Германия

CK1_5886.jpg

ГРУДНАЯ КЛЕТКА

Во времена Бетховена рояли были угловатыми, как письменные столы. Патент компании Steinway&Sons 1878 года описывает технологию, с помощью которой изготавливаются округлые корпуса современных роялей. Обод склеивается из нескольких (до 20) слоев клена и красного дерева, каждый толщиной не более сантиметра. Длинные деревянные ленты обмазываются клеем и складываются в один гибкий сэндвич, который оборачивается вокруг металлического «рояля» и прижимается к нему струбцинами. В таком положении будущий корпус инструмента удерживается несколько часов при повышенной температуре. За это время слои успевают оптимально расположиться относительно друг друга для поддержания формы. Готовый корпус отправляется на сушку: к нему не прикасаются в течение 100 дней, пока дерево естественным путем не отдаст всю влагу, полученную вместе с клеем.

CK1_6805.jpg

Как и автомобилю, роялю нужна обкатка. Чтобы тысячи деталей притерлись друг к другу и заняли свои места, на фортепиано нужно играть. Первый концерт доверяют роботу: за один час он нажимает на каждую клавишу 10 000 раз. Побочный продукт этого процесса — гипнотизирующая монотонная «музыка».

RabochiMoment.jpg

Анатомия
Музыка с кровью

Во время игры все без исключения детали фортепиано движутся, резонируя в такт музыке. Рояль подобен организму оперного певца: каждый орган живет и дышит, внося свой вклад в гармонию звука.

CK1_5785.jpg

ПЛОТЬ

Чтобы изготовить рояль Steinway&Sons, нужно три года. Два из них уходит на сушку дерева. Древесина должна быть однородной, чтобы звуковая волна не встречала препятствий на своем пути. Этого можно добиться лишь естественной сушкой в проветриваемом помещении. Непосредственно перед отправкой в цех дерево отдает остатки влаги в печи, которая больше напоминает сауну: в ней сухой воздух и температура под 100 градусов. Производители доступных инструментов помещают доски в печь, как только их привозят с лесопилки.

CK1_6047.jpg

СЕРДЦЕ

Дека — это деревянная мембрана, которая резонирует в такт колебаниям струн. Она имеет сложный профиль: в центре толстая, к краям утончается. Глядя на деку концертного «Стейнвея», вы видите почти три квадратных метра цельной древесины. Даже под лупой не удастся рассмотреть ни единого шва, лишь размеренное чередование волокон. Монолитную с виду деку, собирают, словно мозаику, из планок, похожих на паркетную доску. Мастер подбирает части с совпадающим рисунком. После склейки, шлифовки и сушки получается идеальная мембрана, которая колеблется как единое целое и не искажает звуковую волну. Поэтому в аккорде, сыгранном на «Стейнвее», легко расслышать каждую ноту.

CK1_6517.jpg

ХРЕБЕТ

Натяжение струн концертного рояля достигает 20 тонн. Большую часть этой нагрузки берет на себя чугунная рама. Ее шлифуют и полируют до блеска, а сверление отверстий под колки (стерженьки, на которые наматываются свободные концы струн) доверяют станку с программным управлением. Колки свободно проходят сквозь большие отверстия в раме и вставляются в деталь под названием «вильбербанк». Она склеивается из восьми слоев древесины, волокна в которых направлены под углом 45 градусов друг к другу. Благодаря этой хитрости вильбербанк не деформируется с годами.

CK1_6300.jpg

ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ

Под крышкой рояля высокого класса можно увидеть струны, точнее отрезки струн, которые никак не могут работать. Они с двух сторон ограничены порожками, и по ним не ударяет молоточек. В действительности эти участки звучат, резонируя вместе с рабочим отрезком струны. Они настраиваются на октаву выше основного тона и придают звучанию фортепиано яркость. Физики называют это явление аликвотным резонансом, музыканты же прозвали короткие струны колокольчиками за их тонкий голосок.

CK1_6773.jpg

НЕРВЫ

В молоточковом механизме фортепиано более 7000 деталей. Все клавиши должны давать равный «вес» под пальцами и одинаковый отклик на нажатие. Каждому молоточку положено ударять в строго определенную точку струны. Мастер колдует над клавиатурой три дня. Чтобы на доли миллиметра изменить положение молоточка, он нагревает шток открытым пламенем, слегка размягчая дерево, и аккуратно изгибает его. С помощью прокладок из тонкой бумаги специалист добивается, чтобы молоточки покоились на одинаковом расстоянии от струн и, соответственно, достигали их за одно и то же время. Столь точный механизм позволяет играть очень тихо, не опасаясь «проглотить» одну из нот.

CK1_7001.jpg

КОЖА

Рояль вовсе не обязан быть черным. Некоторые инструменты покрываются декоративным шпоном. Удивительные симметричные рисунки без единого шва не рождаются в природе, какими бы естественными они ни казались. Краснодеревщик подбирает подходящие части мозаики из множества небольших пластин. Поверх шпона или краски наносится миллиметровый слой лака, который затем полируется вручную в течение трех дней. Впрочем, цвет на «голос» не влияет. Специально для музыкальных школ Steinway&Sons выпускает «экономичные», неполированные рояли.

Фото: Герман Морозов

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном декабрьском номере журнала «Вокруг света».

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2016

Ключевые слова: пианино, рояль, фортепиано, Steinway
Подписка на журнал
 
# Вопрос-Ответ