Рожденные в спорах: интересные факты о грибах

Грибы, в отличие от сотен видов живых существ, пережили все земные катаклизмы. У них также есть шанс пережить всех на планете

Shutterstock

Боровики, или белые, — одни из самых крупных грибов. Они способны набрать вес до 3 килограммов. Но рекордсменами считаются шампиньоны, которые вырастают до 5,5 килограмма.

10 сантиметров — на такую высоту способны поднимать споры сами грибы при отсутствии ветра. Они создают движение воздуха: шляпка охлаждается из-за испарения воды, и касающийся ее холодный воздух опускается. В результате по краю шляпки создается воздушный вихрь, который поднимает споры наверх. Для обнаружения аэродинамических способностей у грибов понадобились лазеры и высокоскоростная съемка.

1450 год до н. э. — время, когда появилось первое изображение гриба. Специалисты нашли его на наскальном рисунке в египетской царской гробнице.

Philip Jones / Alamy via Legion Media

0,12 грамма фаллоидина — главного токсина бледной поганки содержится в одном среднем грибе. Этого достаточно, чтобы убить человека.

7 000 000 000 000 штук — такое количество спор обычно созревает внутри лангерманнии гигантской — близкого родственника грибов-дождевиков. Это в 400 раз больше, чем у шампиньонов. Если бы каждая из спор проросла и дала всего одно плодовое тело, то уже к третьему поколению суммарная масса грибов в 800 раз превысила бы массу Земли.

5 миллиметров в минуту — с такой скоростью растет веселка обыкновенная. Это рекорд не только для грибов, но и для растений. Даже быстрорастущий бамбук увеличивается в разы медленнее — от 0,6 до 1,7 миллиметра в минуту.

Michal Boubin / Alamy via Legion Media

80 лет — столько могут прожить растущие на деревьях грибы-трутовики. Их размер с годами увеличивается. Масса самого большого известного гриба — 500 килограммов. Рекорд принадлежит двадцатилетнему китайскому трутовику. Его длина — около 11 метров.

20 000 единиц g — с таким ускорением «выстреливают» в воздух созревшие споры гриба пилоботуса кристаллического, живущего на конском навозе. Космонавты, стартующие к МКС, испытывают перегрузку примерно в 3 g, а нагрузка, превышающая 10 g, может стать для человека смертельной.

20 000 / 3 = 6666,67 во столько раз меньшие перегрузки испытывает космонавт при старте ракеты, чем споры пилоботуса, выбрасываемые из гриба.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2014, частично обновлен в июне 2022