
Найдены новые наскальные рисунки. Первобытные художники рассказывают о своем времени. Каменные полотна Ливии — шедевры изобразительного искусства.
Море песка. Обнаженные горные массивы. Бесчисленные вади — русла высохших рек. Сахара... Туареги — немногочисленное племя суровых воинов — кочуют по ее бескрайним просторам.
Но всегда ли Сахара была такой пустынной, мертвой, почти безжизненной?
В 1962 году в Ливийской Сахаре работала экспедиция итальянских археологов под руководством профессора Паоло Грациоззи, крупнейшего специалиста в области первобытного искусства. Результаты многомесячного труда в знойных песках, под палящим солнцем превзошли все ожидания. В горах и вдоль берегов вади было открыто и вновь исследовано огромное количество наскальных изображений.
Наскальная живопись обнаружена во многих районах Африки. В журнале «Вокруг света» — в №9 за 1957 год и в №4 за 1961 год — рассказывалось об этой каменной летописи Африки. Итальянские археологи прочитали еще одну новую страницу...
...Вот наиболее древние из найденных изображений. Ученые датируют их приблизительно 6 — 5 тысячелетиями до нашей эры.
На поверхности скал вырезаны силуэты диких животных, обитающих сейчас лишь в тропическое Африке, и сцены охоты на них Первобытные художники как бы рассказывают нам, что некогда в очень далекие времена, в жар кой, влажной тропической Сахаре жили бесстрашные племена охотников. Интересно, что животные, даже самые большие, изображены почти в натуральную величину. Так, некоторые каменные «портреты» слонов достигают двух метров длины, жирафов — двух с половиной метров высоты, а однажды был найден «портрет» носорога пятиметровой длины! Вероятно, для создания таких «полотен» требовалось немало времени и упорства: ведь «кистью» первобытного живописца были простые каменные орудия.
Наскальные изображения поражают своей реалистичностью: с анатомической точностью передают они особенности животных.
В реалистической манере выполнены и более поздние рисунки (4—3 тысячелетия до нашей эры). На скалах высечены изображения жирафов, сцена охоты на страусов. Охотники ловят птиц чем-то вроде аркана или боласа — веревки с тяжелым камнем на конце. Но эти мотивы встречаются все реже и реже. Зато появляются «портреты» домашних животных. Эти строки каменной лето писи свидетельствуют о том, что климат Сахары меняется, что многие тропические животные начинают исчезать, а главным занятием тогдашних жителей Сахары становится скотоводство.
Вот изображение быка с загнутым вперед рогом. Когда-то древнегреческий историк Геродот писал, что в Ливии водится необычная порода быков: они якобы могут пятиться только назад, иначе их загнутый вперед рог вонзится в землю. Это сообщение воспринималось раньше как анекдотическое. Найденные изображения заставляют предположить что, может быть, в Ливии действительно существовала особая порода быков, сведения о которой хотя и в явно легендарной форме, дошли до Геродота.
В это же время появляются рисунки, выполненные на скалах минеральной краской.
В горах Акакуса археологи нашли великолепный красно-белый рисунок — отдыхающее стадо коров.
Художники стали высекать на скалах сцены сражений, картины отдыха, изображения богов — полулюдей, полуживотных, с человеческими фигурами и головами шакалов, ослов и т. п.
Каменная летопись заканчивается, когда степи превращаются в пустыню, когда исчезают немногочисленные представители былой тропической фауны, когда вымирают стада домашних животных — тогда, когда люди уже не могут существовать в безводных песках.
Но даже тот факт, что каменная летопись окончилась, помогает археологам датировать превращение прошлой Сахары в ту Сахару, которую мы знаем сегодня...
Весной 1963 года профессор Паоло Грациоззи приезжал в Москву, к советским ученым. В институтах археологии и этнографии Академии наук СССР он рассказал о замечательном открытии итальянских археологов. Грациоззи заметил, что, хотя первобытная живопись встречается на всех континентах за исключением Австралии, нигде, по его мнению, она не достигает такого совершенства, как в Ливийской Сахаре.
Найденные наскальные рисунки — еще одно свидетельство высокой и древней культуры африканских народов.
А. Хазанов