
Утро на реке Олекме
Бревна плотно пригнаны одно к другому. Они обработаны около ста лет назад топором сибирского плотника.
Это и есть Александровский шлюз — один из четырнадцати в системе сооружений на забытом Обь-Енисейском водном пути. Оказались мы здесь не случайно. У нас были сведения, что между Обью и Енисеем некогда был прорыт канал.
Можно ли в наши дни пройти по этому каналу?
И в Красноярске и в Енисейске нас отговаривали от похода по реке. «Обь-Енисейский соединительный водный путь существовал, и остатки его вы найдете, — говорили нам, — но по воде вам туда не пробиться. Летите вертолетом». Однако мы решили идти по воде.
Пока мы добирались до Александровского шлюза, нам пришлось не раз грести против течения, помогая мотору, перетаскивать лодку через мели и коряги, устилающие дно, прорубаться сквозь ветви деревьев, упавших в воду. И вот мы у Александровского шлюза. Канал существовал, и перед нами явные свидетельства этого — мощные вешняки, коробка шлюза, клети, укрепляющие берега.
Двести лет тому назад родилась идея великого трансроссийского водного пути. Родилась и заблудилась в канцеляриях, ведомствах, министерствах.
Лишь в 1883 году была сделана «копь» (так теперь называют канал жители берегов Каса и Кети) и сооружены шлюзы.
Потом Кеть-Касский канал разрушился и был забыт. Когда мы были в Енисейске, то узнали, что гигантские работы, которые проектируются на Оби и Енисее, намного превзойдут дерзновенный замысел первопроходцев Сибири. Сеть каналов и искусственных морей соединит бассейны сибирских рек с реками Европейской части России.
А. Стабилини
Мы открываем ледник
Забайкалье. Оно большое и разное.
Десятки неповторимых мест, сотни путей-дорог. Есть куда направиться летом человеку с рюкзаком.
Наша группа решила пойти на хребет Кодар.
Альпийские иззубренные пики, золотые рододендроны, ленты водопадов напоминали Кавказ. Хруст песка на зубах, желтизна подгорной пустыни переносили на среднеазиатский юг. Но все-таки это была настоящая Сибирь, кедрачовая, хариусная, со злой мошкой и добродушным летним медведем.
Во время разведки боковых ущелий реки Ледниковой ребята обнаружили два глетчера. Между тем вузовские учебники утверждали, что в Забайкалье «...современное оледенение отсутствует из-за небольшого количества зимних осадков, малой толщины снежного покрова и исключительной сухости воздуха». Не было этих ледников и на последней глациологической схеме, которой мы запаслись перед походом.
Эти ледники, в общем весьма скромные, остались в памяти навсегда. Наверно, это случилось потому, что мы сделали хотя небольшое, но научное открытие; стерли крошечное «белое пятно» на карте нашей страны.
Ю. Штюрмер
Возьми с собой в путь
(Пословицы и поговорки)
Путь у идущего всегда сокращается (финская).
Далеко пойдешь — много увидишь (индонезийская).
В далекий путь иди с песней (корейская).
Ходишь — вся страна друг, лежишь — и циновка враг (индийская).
С хорошим товарищем длинных дорог не бывает (турецкая).
Хочешь узнать человека — иди с ним вместе в путь (турецкая).
Впятером версту быстрее прошагаешь (финская).
Туристская хроника
Во время похода по местам гражданской войны на Урале туристы Верх-Исетского металлургического завода обнаружили в урочище Семи Братьев могилы замученных колчаковцами в 1919 году красных бойцов.
Туристы изготовили в нерабочее время металлическую ограду, привели в порядок и огородили место захоронения. Узнав о добром деле верхисетцев, туристы свердловского завода «Торгмаш» создали красивый четырехметровый обелиск и установили его на месте гибели героев.
* * *
Путем легендарной Таманской армии, воспетой А. С. Серафимовичем в романе «Железный поток», пройдут туристы профтехнического училища № 11 Воронежской области.
* * *
Председателю туристской секции города Рула (ГДР) механику Эмунду Нейедорфу исполнилось недавно 60 лет. Свой день рождения он отметил своеобразным рекордом: закончил пятьдесят третью тысячу километров, пройденных им в пеших туристских походах.
* * *
«По дорогам семилетки» — так назвали туристы ДСО «Труд» свой массовый поход. Его итогам посвящаются зональные туристские слеты. Они будут проведены в августе.
В Кемеровской области встретятся представители восточных районов страны. А на озеро Селигер съедутся туристы Европейской части РСФСР.
* * *
Все больше новых туристских баз возникает в стране. Около 20 миллионов рублей отпущено на их строительство в 1964—1965 годах.
* * *
На берегу Женевского озера закончено строительство первого в мире подводного туристского судна. Корабль рассчитан на 40 мест и будет знакомить туристов с подводными красотами Женевского озера, жизнью его обитателей. Он может опускаться на глубину до 150 метров. В проектировании корабля принимал участие известный исследователь подводных глубин Жак Пиккар.
На приз «Вокруг света»
Петом прошлого года впервые у нас в стране проводились всесоюзные соревнования по спортивным плаваниям на моторных судах. Наш журнал учредил специальный приз для той команды, которая успешно пройдет сложный маршрут и представит наиболее интересные фотоматериалы.
Федерация водномоторного спорта СССР и редколлегия журнала «Вокруг света», рассмотрев отчеты о плаваниях, присудила приз «Вокруг света» трем лучшим командам. Призы получают команды, судов «Кержач» и «Стрела» во главе с А. П. Каплиным, проплывшие по маршруту: город Дзержинск — Ока — Волга — Ветлуга — Унжа — Горьковское море — Волга — Ока — Дзержинск; команда мотолодки «27 Москва» (Б. Н. Крутое и Б. Ф. Ралль), преодолевшая сложный участок Днепра, и экипаж катера «Горизонт» в составе Б. Базунова и В. Гантмана.
В этом номере «Вокруг света» мы помещаем фотоочерк Б. Базунова и В. Гантмана «Голубые километры».