Англия Льюис Кэрролл закончил рукопись сказки «Приключения Алисы под землей», записанной по просьбе Алисы Лиддел | Россия Николай Некрасов потерял на улице рукопись первой части романа Николая Чернышевского «Что делать?» | ||
|
| ||
Математик Чарлз Лутвидж Доджсон, известный больше как детский писатель Льюис Кэрролл, подарил одиннадцатилетней Алисе Плезнс Лиддел свою рукописную книжку «Приключения Алисы под землей». Два года спустя эта сказка вышла в свет под названием «Приключения Алисы в Стране чудес». Рукопись проиллюстрировал сам Кэрролл, и весьма неплохо. Но он не считал свои картинки совершенными и мечтал найти художника, который смог бы выполнить за него эту работу. Долго никто не приходился Кэрроллу по вкусу, пока писатель не зашел в редакцию журнала «Панч». Там работал карикатурист Джон Тенниел. Его манера держать карандаш привлекла Кэрролла, и он предложил контракт. Тенниел долго не соглашался — работы и так было предостаточно, но в конце концов ударили по рукам. С тех пор Тенниел стал для книжек об Алисе настоящим крестным отцом. Кэрролл сам говорил, что его иллюстрации принесли изданию 50% славы: без такого мастера ничего бы не вышло. Несмотря на жаркие споры и взаимные обиды, между художником и писателем установилось настоящее соавторство. До сих пор не нашлось художника, способного нарисовать столь же органичные иллюстрации к сказкам Кэрролла, какие сделал Тенниел. Хороший пример — созданный им образ Бармаглота. Ни у кого он не получался лучше: страшный, но не отвратительный, кошмарный, но не уродливый, ужасный, но не всамделишный. | Когда «Современник» опубликовал роман Николая Чернышевского «Что делать?», публика была озадачена. Поэт Афанасий Фет вспоминал: «Мы не могли прийти в себя от недоумения и не знали только, чему удивляться более: циничной ли нелепости всего романа или явному сообщничеству существующей цензуры». Фет был прав: проглядела цензура. Поскольку Чернышевский содержался под следствием в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, его роман должен был проходить через цензуру III Отделения. Но офицеры Личной канцелярии императора ни в чем не заподозрили это произведение в политическом смысле: оно не содержало ни призывов к свержению власти, ни планов покушения на царя. Слог сочинения показался чересчур заумным и непонятным. После досмотра рукопись легла на стол цензора Министерства народного просвещения Владимира Бекетова. Тот не решился вносить какие-либо правки в текст, прошедший императорскую канцелярию, и подписал его к печати. Но читатели сразу поняли, что роман о социализме. Разразился страшный скандал. Бекетова уволили. Впрочем, шума могло и не быть: 3 февраля 1863 года Николай Некрасов, садясь в сани на Литейном проспекте, выронил утвержденную цензором рукопись. Было дано объявление в газетах о вознаграждении нашедшему. По счастливой случайности, объявление попалось на глаза бедному чиновнику, который подобрал сверток на Литейном. |
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU, РИА “НОВОСТИ”