В начале нашей эры в Новом Свете расцвела высокая культура индейцев майя. Руины их древних городов, рассеянные сейчас в джунглях южной Мексики, на полуострове Юкатан, в горных районах Гватемалы и Гондураса, хранят многие тайны этой интереснейшей культуры доколумбовой Америки.

На какой основе возникла древняя цивилизация майя? Каковы причины ее внезапной гибели?

На эти и на ряд других вопросов могут дать ответ археологические исследования. В статье археолога А. Гуляева рассказывается о раскопках американских исследователей в крупнейшем городе древних майя — Тикале.

Находка экспедиции Мендеса

В один из январских дней 1848 года сквозь густые заросли леса, к северо-востоку от озера Пэтен-Ица, в Гватемале медленно пробирался небольшой отряд всадников. Местность, по которой двигался отряд, на много десятков километров была совершенно безлюдной. А ведь девять-десять веков назад здесь находился центр древней цивилизации майя. Здесь процветали многолюдные города, окруженные селениями земледельцев. По прекрасным дорогам, вымощенным щебнем и каменными плитами, двигались караваны носильщиков и торговцев. И вдруг все это исчезло, словно уничтоженное какой-то внезапной катастрофой. Но не могла же культура целого народа погибнуть, не оставив никаких следов?

Гватемальский полковник Модесто Мендес, возглавлявший отряд всадников, искал руины большого древнего города, о котором ему сообщили местные индейцы. Мендес потерял уже почти всякую надежду отыскать город, когда перед ним, словно из-под земли, вырос белый храм, стоящий на вершине высокой ступенчатой пирамиды. Через несколько шагов показался другой храм, поменьше. Затем — третий... четвертый... А дальше, насколько мог видеть глаз, раскинулись бесчисленные руины каменных дворцов, пирамид, храмов, образующих причудливые архитектурные ансамбли.

Разобраться в этом нагромождении развалин было очень трудно. К тому же их наполовину скрывали деревья и кустарники. Мендесу все же удалось установить, что у города не было привычной для европейского глаза планировки. На территории площадью свыше 16 квадратных километров были разбросаны отдельные группы зданий, соединенные между собой широкими дорогами. Вероятно, в этом городе жило не меньше 100 тысяч человек. Все постройки, независимо от их назначения и размеров, стояли на искусственных насыпях — фундаментах, похожих на, пирамиды. Причем у главных храмов высота пирами; достигала 30—40 метров. Стены зданий, покрытые белой штукатуркой и украшенные яркими росписями, эффектно выделялись на фоне зелени и неба.

Древний город, найденный полковником Мендесом, получил название Тикаль — подлинное имя города исчезло, вероятно, навсегда. Звучное название Тикаль обязано своим происхождением одной красивой легенде, бытующей среди индейцев. Согласно их повериям, души прежних обитателей города возвращаются иногда в руины. И среди развалин древних храмов, дворцов и площадей можно слышать тогда тихие голоса духов, напоминающие шелест листвы. «Тикаль» в переводе с языка майя и означает — «место, где слышны голоса».

Проникнуть к древнему Тикалю смогли лишь немногие. На пути исследователей стояли почти непреодолимые препятствия: заросли, болота, недостаток воды. Культура майя во многом продолжала оставаться для ученых загадкой.

В 1953 году близ развалин Тикаля построили военный аэродром. Между Тикалем и внешним миром было налажено регулярное воздушное сообщение. А три года спустя на Тикальском аэродроме высадилась первая группа участников археологической экспедиции Пенсильванского университета (США).

Вначале археологам пришлось заняться работой «не по специальности»: надо было расчистить развалины от зарослей, кустарников и вековых деревьев, найти воду для питья.

Воду искали долго и безуспешно. Наконец одному из сотрудников экспедиции пришла в голову мысль использовать для сбора и хранения дождевой воды резервуары древнего города. Старые искусственные водоемы были расчищены, углублены и начали исправно снабжать археологов хорошей питьевой водой.

Заботы по устройству лагеря отняли очень много времени. Только в 1958 году начались большие археологические исследования. Они еще не закончились до сих пор, но первые результаты уже налицо.

Голос древнего Тикаля

Связь времен восстановлена

Календарные тексты майя специалисты научились читать еще в XIX веке. Поэтому любая календарная надпись, найденная при раскопках, служила для археолога той путеводной вехой, к которой он «привязывал» события. Но ученые не знали, в каком же соотношении находится календарь майя с европейским летосчислением. Было известно, что древние майя вели счет времени от мифической даты сотворения мира. «4 Ахау 8 Кумху» — так читается эта дата на их надписях. Но к какому времени она относится, никто точно не знал. Мнения специалистов разделились. Согласно системе корреляции Томпсона дата «4 Ахау 8 Кумху» соответствует 3113 году до н. э., а по системе Спиндена она равняется 3373 году до н. э. Разница — 260 лет.

Но вот в некоторых храмах Тикаля археологам удалось найти балки из необычайно твердого дерева — сапоте. Большинство их было покрыто вычурной резьбой и иероглифическими надписями. Некогда такие балки обрамляли дверные проемы всех главных храмов Тикаля. Безжалостное время уничтожило значительную их часть. Сохранилось всего лишь несколько неповрежденных «косяков» в наиболее укромных уголках зданий. Они-то и дали ученым возможность проверить свои предположения радиоуглеродным способом. Выяснили «возраст» этих балок. Полученные результаты были сопоставлены с календарными датами майя, вырезанными тут же.

Оказалось, что наиболее близка к истине система Томпсона. Именно по этой системе в настоящее время ученые сверяют все данные, связанные с культурой майя.

О чем рассказывают стелы

Первое, что стремится узнать археолог, обнаружив какую-нибудь вещь, — к какому времени она относится. Несмотря на то, что для датировки археологических находок применяются разнообразные и сложные методы, возраст некоторых вещей удается определить лишь с точностью от 50 до 500 лет.

Памятники древних майя в этом отношении — редкое исключение. Почти во всех городах майя существовал обычай сооружать каменные монументы — стелы и алтари, на которых чаще всего указывалась дата их сооружения.

Жители Тикаля устанавливали стелы и алтари на площадях, у основания храмов или внутри храмовых помещений. Обычно их сооружали в честь какого-нибудь выдающегося события в жизни города — для прославления военных побед, для возвеличивания могущества знати и жрецов. Кроме того, в конце определенного цикла времени — 20-летия, или «катуна», устанавливались так называемые «юбилейные» стелы, отмечающие счастливое окончание катуна.

Всего на территории Тикаля ученые нашли полсотни стел и алтарей с резными изображениями и надписями. Среди них имеются уникальные образцы.

В 1959 году один из рабочих экспедиции, пробираясь сквозь заросли, в двухстах метрах от главной площади города, наткнулся на чуть выступающую из земли каменную плиту с какими-то знаками на поверхности. Он сообщил о своей находке археологам, и вскоре, к большой радости ученых, было установлено, что вновь найденная стела — это древнейший датированный памятник, обнаруженный на территории, где обитали майя. Относится стела к 292 году н. э.

Изучая найденные календарные тексты, исследователи пришли к выводу, что именно в Тикале была изобретена единая система лунного календаря майя — самые ранние его образцы в Тикале на несколько веков опережают календарь в других городах майя.

Кроме календарных и астрономических надписей, на стелах были высечены иероглифические тексты, рассказывающие, вероятно, о содержании изображенных сцен или о причине возведения монумента.

Как известно, письменность майя до сих пор полностью еще не расшифрована. Основные сведения о ней исследователи обычно черпают из трех сохранившихся рукописей майя, которые относятся ко времени, более близкому к нам. Иероглифика предшествующего периода — эпохи Древнего царства майя (300—900 годы н. э.) — известна лишь по надписям на стелах и алтарях. Поэтому чем больше новых (не известных в рукописях) иероглифов обнаруживают исследователи, тем больше собирается в их руках данных для изучения всей письменности майя в целом. И вот при исследованиях в Тикале ученые нашли огромное количество совершенно новых иероглифов майя. Только анализ одной из стел позволил выявить 213 знаков, прекрасно сохранившихся, многие из которых были ранее неизвестны.

Каменные монументы Тикаля поведали ученым и еще один любопытный факт — большинство стел и алтарей, относящихся к концу существования города, оказались поваленными, разбитыми или передвинутыми. Лица жрецов и представителей знати на этих стелах попорчены или разбиты.

Видимо, в Тикале произошли какие-то крупные социальные потрясения, приведшие в конечном счете к краху власти знати и жрецов. Последний монумент с календарной надписью в Тикале относится к 869 году н. э. Затем жизнь в городе постепенно замирает и окончательно прекращается в конце IX века.

Интересно, что в это же время приходят в упадок и другие города Древнего царства майя. Причины их гибели до сих пор не ясны.

«Гробница с росписями»

Глубокая пропасть разделяла правящую верхушку Тикаля и подавляющее большинство остальных его жителей — ремесленников и земледельцев. Об этом красноречиво свидетельствуют и погребения, найденные археологами в Тикале. Могилы простого люда — это неглубокие ямы, расположенные обычно внутри жилищ под полом. Находки здесь небогатые и состоят из пары глиняных сосудов и нескольких обсидиановых предметов. Резко выделяются среди них пышные погребения знати и жрецов, особенно найденная в 1961 году «гробница с росписями». Она высечена в твердом скалистом грунте, под входом в один из центральных храмов. Стены просторного помещения гробницы были покрыты белой штукатуркой, а поверх нее — уникальными росписями. Строители гробницы оставили точную дату ее сооружения — 18 марта 457 года н. э.

В центре помещения археологи нашли скелет, принадлежавший рослому мужчине средних лет, а вдоль двух противоположных стен гробницы лежали два детских костяка с разбитыми черепами. Вероятно, это были насильственно умерщвленные слуги покойного, призванные сопровождать своего господина в загробном мире. В могиле были сложены десятки керамических сосудов, множество драгоценных нефритовых украшений и обсидиановые предметы различного назначения.

Долгое время среди ученых было распространено мнение, что племена майя, отделенные от соседних областей цепями каменистых холмов, непроходимыми лесами и болотами, развивались почти в полной изоляции от внешнего мира. Так считалось еще и потому, что древние майя не имели ни домашних животных, которых можно было бы использовать как тягловую силу, ни колесного транспорта. Все грузы, в том числе гигантские каменные блоки для стел, переносились людьми.

Тем более поразительным оказался размах торговых и культурных связей майя, которые удалось проследить по находкам в Тикале.

В «гробнице с росписями» археологи нашли много предметов не тикальского происхождения. Сначала это их удивило. Но когда исследовали другие находки, перед учеными открылась картина оживленного общения Тикаля с соседними и даже весьма отдаленными районами.
Самыми обширными были связи с долиной Мехико, главный торговый и культурный центр которой — город Теотихуакан, находился от Тикаля на расстоянии 800 миль. Отсюда майя получали в большом количестве высококачественную расписную керамику и обсидиан для выделки орудий и оружия.

Широко пользовались жители Тикаля и различными дарами моря. За многие километры с атлантического побережья и с берегов Тихого океана доставлялись в Тикаль морские раковины, водоросли, кораллы.

А драгоценный нефрит — символ богатства, высоко ценившийся майя за красоту и твердость, привозился в Тикаль с гор теперешней Гватемалы.

И все-таки загадка еще не разгадана

Одна из главных загадок древних майя — их происхождение. Мексиканские ученые считают, например, что предки майя пришли с северо-запада, из Мексики, и были связаны с таинственной культурой ольмеков. Часть американских археологов предполагает, что эта культура возникла на местной основе в тропических низменных районах Гватемалы, там, где находятся древнейшие города майя Тикаль и Вашактун. Другие же помещают древний центр культуры майя в горные районы Гватемалы.

Эту проблему должно было помочь решить в какой-то мере изучение тех пластов культурного слоя, которые относятся к раннему периоду жизни Тикаля. Но здесь американских ученых постигла полная неудача. И немалая доля вины в этом лежит на самих исследователях. В погоне за эффектными находками (стелы, алтари, фрески и т. д.) они часто пренебрегают рядовыми маловыразительными памятниками, имеющими тем не менее огромную научную ценность. Вместо того чтобы вести раскопки широкими площадями, на всю глубину культурного слоя, американские археологи ограничились расчисткой и изучением крупных архитектурных сооружений — дворцов и храмов. Эти здания, находившиеся на поверхности, отражали, естественно, лишь последний этап в жизни города и не могли дать никаких сведений о более древних временах.

Выводы ученых о культуре майя носят пока предварительный характер. Раскопки в Тикале продолжаются. Археологи Мексики, Гватемалы, США ведут поиски и в других районах.

А. Гуляев