Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Город напрокат

Центральные улицы и удаленные парки, Белый город и Яффа. Все это можно посмотреть за один день. Достаточно арендовать правильный транспорт и не ошибиться с маршрутом

1 ноября 2012
Город напрокат
Источник:
AHIKAM SERI / PANOS PICTURES / GRINBERG AGENCY

Не поддаться всеобщему велобезумию, находясь в Тель-Авиве, решительно невозможно. Однажды летним днем не устояла и я, несмотря на тридцатиградусную жару и сильную влажность. Взяла велосипед напрокат и поехала открывать заново хорошо знакомый город. Спустя всего месяц велопрогулки по Тель-Авиву неожиданно стали моей новой традицией. В гористой Хайфе, куда я переехала из Москвы два года назад, велопрогулки — занятие травмоопасное, требует постоянного напряжения и специальной защитной экипировки. Равнинный Тель-Авив с его многочисленными велодорожками — другое дело. Власти города поняли это года три назад, когда стали вкладывать средства в строительство сети велодорожек и парковок. И горожане быстро оценили нововведение: из-за обычных для мегаполиса пробок и дефицита парковочных мест двухколесный транспорт здесь стал заменой автомобильному и общественному.

Парк Яркон, откуда я в этот раз начинаю путешествие, пешеходу не по зубам. Огромный массив раскинулся между портом и новостройками престижной северной окраины Рамат-Авив. В середине рабочего дня людей немного: изредка встречаются выгуливающие собак аккуратные пенсионеры, влюбленные парочки. Бегуны в ярко-желтых майках по свистку стартуют вглубь парка, гребцы под выкрики тренера с отчетливым русским акцентом рассекают на каноэ гладь речки Яркон. На одной из дорожек инструктор на роликах обучает девочку лет шести езде на двухколесном велосипеде.

Проезжаю мимо искусственного озера с утками, пустующего футбольного поля, которое через несколько часов, как только в школах закончатся уроки, заполнится игроками, мимо крошечного зоопарка, теннисного корта, ботанического сада, площадки для пикников… Всю дорогу в голове вертится вопрос: нужен ли городу с населением всего 400 с небольшим тысяч человек такой громадный, в 380 га, парк — больше, чем Центральный парк в Нью-Йорке? Когда я окажусь здесь в следующий раз в пятницу, перед началом Шаббата, вопрос исчезнет сам собой. Ни один из объектов парка не будет пустовать, зеленых газонов не станет видно под пестрыми покрывалами для семейных пикников, и будет казаться, будто весь Тель-Авив решил провести в Ярконе выходной.

Сегодня, чтобы увидеть Тель-Авив с колес, необязательно покупать велосипед. Тель-Авив стал первым городом Израиля, где появились станции велопроката. Проект Tel-O-Fun (название созвучно слову «офанайим», которое переводится с иврита как «велосипед») городской муниципалитет запустил в прошлом году. Сегодня по всему Тель-Авиву и Яффе раскидано 150 точек Tel-O-Fun с полутора тысячами фирменных ярко-зеленых велосипедов. В автомате прямо на месте можно приобрести абонемент: дневной за 14 шекелей (3,5 доллара) или недельный за 60 шекелей (15 долларов).

Город напрокат
По введенным недавно правилам новые строительные проекты будут утверждаться лишь в том случае, если в них предусмотрены места для парковки велосипедов
Источник:
STEFAN BONESS / PANOS PICTURES / GRINBERG AGENCY

Поднимаюсь на мост и выезжаю на улицу Меира Дизенгофа, названную в честь первого мэра Тель-Авива. Минуя очередную станцию проката, замечаю, что все велосипеды разобраны, и мысленно хвалю себя за грамотно составленный маршрут. В середине прошлого века в кафе на Дизенгофа собирались представители творческой интеллигенции, которые придумали и ввели в употребление новый сленговый глагол «леиздангеф», означающий на иврите «шляться по Дизенгофа». Слово ничуть не устарело: толпа неторопливо бредущих туристов и горожан, разморенных жарой, вынуждает меня снизить скорость. Не спеша и не оборачиваясь, они уступают дорогу. Местный аналог Елисейских Полей, сегодня Дизенгофа почему-то оказалась улицей с явным матримониальным уклоном: свадебные салоны по обеим ее сторонам не сосчитать.

Сворачиваю на параллельную улицу Бен-Иегуды, занятую отелями, посольствами и парикмахерскими всех ценовых категорий. Улица с таким именем в обязательном порядке существует в каждом городе Израиля, подобно улице Пушкина в российских городах. Нет сомнений, окажись сегодня на улице имени себя, Бен-Иегуда, борец за возрождение иврита как разговорного языка во второй половине XIX века, пришел бы в полный восторг при виде посетителей многочисленных кафе и ресторанов, оживленно беседующих на том самом языке, который он превратил из языка сакральных текстов в язык ежедневного общения.

Путешествовать по городу на велосипеде все равно что крутить кино в ускоренном режиме. Люди, дома мелькают перед глазами. В памяти остаются обрывки разговоров и виды, на которых оператор задержал камеру дольше обычного. Иногда бешеный бег картинок останавливается и включается звук — на перекрестках нужно дождаться разрешающего сигнала светофора.

— Шмулик, шалом тебе! — кричит хриплым прокуренным голосом неестественно загорелая женщина из остановившегося на светофоре автомобиля. Шмулик держит в руке приготовленный целлофановый пакет, терпеливо ожидая, пока его ретривер сделает свои дела. — Ну как поживаешь? Что нового? Как семья? Давно не виделись. Какой у тебя милый пес! А море какое сегодня потрясающее, просто волшебное! Ты не был сегодня на море? Ой-ва-вой!

 — Шалом, Рути, — успевает ответить смущенный Шмулик, но собеседница уже его не слышит: светофор загорелся зеленым.

Выезжаю на улицу имени английского генерала Алленби, разбившего турок в Палестине в 1917 году. Моя цель — рынок Кармель (шук ха-Кармель), самое оживленное и самое израильское место во всем Тель-Авиве. Пестрые ряды с кипами, мезузами и оберегами на все случаи жизни. Цветастая бижутерия, дешевый китайский фейк, нарядные скатерти для шаббатных застолий и футболки с принтами Don’t Worry. Be Jewish. Ароматные прилавки со специями и пахлавой, овощами и фруктами, свежевыжатыми соками, фалафелем и шаурмой. И, конечно, нестройный хор перекрикивающих друг друга торговцев. «Три за пятнадцать, три за пятнадцать! Ну хорошо, бери три за десять, хотя ты меня и обкрадываешь!» — продавец магнитов с открыточными видами Иерусалима изображает обиду на ушлую французскую туристку.

Город напрокат
Израильские власти намерены развивать велотранспорт по всей стране. Проект «Израильская велодорожка» соединит север и юг страны, связав Хермон с заливом Акаба
Источник:
AP PHOTO / ODED BALILTY / EAST NEWS

Тут же около одного из прилавков сухощавая старушка просит меня помочь ей застегнуть на шее только что купленное ожерелье с разноцветной эмалью.

— У меня артрит, сложно поднять руки, но я все равно стараюсь выглядеть красивой, — она и правда старается: маникюр, накрашенные губы и аккуратная укладка. — Спасибо тебе, милая, пусть все у тебя будет хорошо. Обращение «милый» в Израиле, кстати, совершенно обыденное: вы видитесь с человеком впервые в жизни, но уже милые друг другу люди.

Освежившись гранатовым соком, еду дальше. Меня обгоняют загорелые американцы на таких же, как мой, зеленых прокатных велосипедах: судя по разговору, ищут гей-френдли-бар, хотя попробуйте найти в Тель-Авиве тот, что «не френдли».

На своих двух

За последние три года общая протяженность велосипедных дорожек в Тель-Авиве выросла до 120 км, а число велосипедистов подскочило более чем на половину, с 12 000 в 2010-м до 20 000 в 2012-м. Опрос, проведенный в сентябре этого года мэрией, показал, что 14% горожан каждый день добираются на работу на велосипеде, а 19% регулярно берут его в аренду. В планах городской администрации организовать парковки для двухколесного транспорта рядом с жилыми домами, офисными зданиями, школами, вокзалами и стадионами.

По модной Шенкин, сплошь утыканной дизайнерскими магазинчиками, с трудом лавируя между разодетыми прохожими, выезжаю на бульвар Ротшильда — знаковое место для гражданского самосознания израильтян. В 1948-м в одном из домов на бульваре, теперь известном как дом Меира Дизенгофа, Давид Бен-Гурион зачитал декларацию независимости и провозгласил создание Государства Израиль. А год назад сотни местных жителей разбили вдоль всего бульвара палаточный лагерь в знак протеста против заоблачных цен на недвижимость, после чего протестные настроения охватили всю страну и не утихали несколько месяцев.

Отсюда же начинается Белый город. Длинные, часто округлые, нависающие один над другим балконы, небольшие окна, плоские крыши, отражающий солнечные лучи белый цвет — ключевой идеей группы архитекторов из веймарской школы «Баухауз», покинувших Германию в 1930-е годы, стала адаптация городского строительства к жаркому средиземноморскому климату и потребностям местных жителей. ЮНЕСКО наградил Белый город статусом объекта Всемирного наследия, но это не уберегло большинство построек от обветшания.

Чтобы посмотреть на отреставрированные образцы баухауза, направляюсь в квартал Неве-Цедек за небоскребами в самом начале бульвара Ротшильда. Это мое любимое место в Тель-Авиве. Неве-Цедек стал первым районом будущего Тель-Авива, построенным за пределами городских стен Яффы: несколько еврейских семей выбрали это место, устав от многолюдного тесного города. В начале ХХ века здесь начали селиться художники и писатели. Благодаря бесчисленным дизайнерским студиям, мастерским, антикварным лавкам, неформальной публике, высоким ценам на жилье и общей атмосфере «деревни художников», квартал часто сравнивают с нью-йоркским Гринвич-Виллидж. Делаю остановку на обед на террасе одного из ресторанов и готовлюсь к последнему этапу моей сегодняшней гонки — поездке по набережной.

Золотисто-коричневая Яффа остался за спиной. В древнейшем портовом городе мира лучше гулять пешком — медленно пробираться по узким прохладным улочкам, стиснутым домами Старого города, закрывающими солнце, разглядывать самые интересные и смелые в Тель-Авиве граффити, умиляться пластинкам «Мелодии» и бюстам Ленина на блошином рынке. Но сегодня у меня другие планы. Я направляюсь на север в сторону марины и громадных отелей. После целого дня на асфальтовой жаре — долгожданные свежесть и прохлада, которые несет влажный морской воздух. Движение велосипедистов становится плотнее. Навстречу несется барышня в розовом шлеме и юбке на классическом дамском велосипеде с корзиной спереди. Не торопится, явно сдерживая скорость, загорелый молодой отец с ребенком в детском кресле. Жизнерадостный пенсионер в шортах успевает одновременно рулить, разговаривать по телефону и откусывать от здорового бейгеля. Чем не духовное единение еврейского народа, о котором мечтал отец современного иврита Лазарь Бен-Иегуда?

Вдали виден ряд зеленых велосипедов очередной прокатной станции. Там я оставлю свой и спущусь к морю. Оно и правда сегодня потрясающее, права была Рути. Волн почти нет, что большая редкость для израильского побережья, а вода непривычного сине-зеленого цвета (или мне всюду теперь видится зеленый?). Ноги гудят, руки по привычке ищут руль.

Я точно знаю, что приеду в Тель-Авив еще не один раз, чтобы повторить свой велозабег, но уже по другому маршруту. Потому что лучшего способа узнать этот город, чтобы полюбить его, просто невозможно.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения