Германия Вальтер Гропиус построил в германии обувную фабрику «Фагус», первое здание в стиле функционализм | Россия Иван Жолтовский закончил фасад дома купцов Тарасовых на Спиридоновке — прообраз сталинской Москвы | ||
|
| ||
В 1910 году молодой немецкий архитектор Вальтер Гропиус (1883–1969) открыл собственное архитектурное бюро. В прошлом осталась работа ассистента в мастерской Петера Беренса — одного из самых известных архитекторов Германии начала ХХ века. Гропиус с оптимизмом смотрел на свое будущее. Первый серьезный заказ поступил архитектору в 1911 году. Это был проект здания обувной фабрики «Фагус» в городе Альфельд (Нижняя Саксония). То, что получилось у Гропиуса, было настоящим новым словом в архитектуре: фасад из стекла и стали плюс застекленные углы, лишенные опор, придавали постройке особую легкость и четкость контуров. Наружная стена тоже обрела свободную форму: она была выполнена из стеклянных плит, подвешенных к внутреннему каркасу. Так фабрика «Фагус» стала началом нового архитектурного стиля — функционализма. Но строилась она долго. В октябре 1912 года с нее только сняли леса. Полностью проект завершился в 1925-м. С приходом к власти нацистов Вальтер Гропиус был вынужден эмигрировать в Англию, ведь его работы не имели ничего общего с вошедшим в моду имперским классицизмом. Позднее он перебрался в Соединенные Штаты Америки, где преподавал в университетах. А здание «Фагуса» получилось настолько практичным, что функционирует до сих пор. И в нем по-прежнему изготавливают сапожные колодки. | В октябре 1912 года москвичам открылся спрятанный за рабочими лесами дом на улице Спиридоновка. Перед публикой предстал монументальный особняк, выстроенный в стиле Возрождения. Знатоки сразу узнали в нем архитектурную манеру Андреа Палладио — знаменитого итальянского архитектора XVI века. Автором дома на Спиридоновке был известный мастер Иван Жолтовский (1867–1959). Особняк строился для семьи богатого московского купца Григория Тарасова. Правда, пожить его домочадцам в нем не удалось: грянула революция. Недоброжелатели поговаривали, что Жолтовский просто повторил палладианское палаццо Тьене в Виченце. Автор не отрицал, что источником вдохновения ему служило это здание. Однако, сохранив внешний декор, Жолтовский изменил пропорции постройки. В свое время его восхитило соотношение верхней и нижней частей Дворца дожей в Венеции: нижняя часть здания на 1/13 была больше по высоте, чем верхняя. А палаццо Тьене, напротив, имело небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Дом на Спиридоновке оказался одним из самых первых строений в стиле псевдоклассицизм, позднее пришедшемся по душе Сталину. В СССР Жолтовский строил не только ампирные здания министерств — он предложил строить в таком же стиле и жилые дома. Это полностью соответствовало взглядам Сталина: советские люди должны жить во дворцах, пусть даже и с коммунальными кухнями. |
Германия и Россия, октябрь 1912 года
1 октября 2012